Гм... Все написанное - актуально, разумеется. Но вот это
" Суть власти - перераспределение ресурсов в соответствии с потребеностями общества".
Гм... гм... гм.... Это практически нерешаемо. На практике это всегда превращается в перераспределение ДЛЯ СВОИХ. Будь-то "избиратели", "бизнес-клан", "донецкие", "киевские" и пр. То есть: лозунг-то правильный, только НА ПРАКТИКЕ он НЕ РЕАЛИЗУЕТСЯ ДЛЯ
ВСЕГО ОБЩЕСТВА, а только для некоторой его части. Не имеет значения, по каким критериям отбирается эта часть. И не имеет значения даже то, насколько велика эта часть. Будь это даже 50-60% - все равно останется довольно большая (активная, мощная, влиятельная - по обстоятельствам) группа ущемленных, которая будет иметь все основания для активного протеста. И превратит основания в сам протест.
Кроме того, а кто и как будет определять ПОТРЕБНОСТИ общества? Ну, скажем: "богатые" регионы (что вполне естественно) будут ратовать за то, чтобы у них оставалось побольше от собранной налоговой денежки. Дотационные регионы, вполне естественно, такой вариант не устроит, поскольку недоданные в центральный бюджет деньги не попадут к ним в качестве дотаций, субвенций и пр. Простейший вопрос, и тут НЕТ ОБЩЕЙ потребности, а есть РАЗНЫЕ потребности. Которые несводимы, как несводима психология владельца бизнеса и наемного работника.
Таких примеров можно привести великую массу. Как надуманных (типа НАТО), так и существенных (типа вступления в ВТО, налоговых ставок, базы налогообложения и пр.).
Н.Б. пишет, что власть девальвируется. Правильно, и чем больше будет размазываться во времени эта тянучка, тем больше власть будет девальвироваться. Чем больше будет возни между разными группировками, тем яснее будет этот процесс. Ведь власть - это лишь ОТРАЖЕНИЕ ПРИЗНАНИЯ ВЛАСТЬЮ СО СТОРОНЫ ТЕХ, КТО "ПОДВЛАСТЕН". Бригадир - это "власть" в своей бригаде только до тех пор, пока "подшефные" признают и выполняют его указания. Когда же распоряжения игнорируются, а указания выполняются на свой лад, то "бригадир" - это всего лишь слово.
Вот смотрите. Представим себе вполне реальный конфликт между губернатором и главой облсовета. Может быть? А как же... Глава облсовета гнет свою линию и проводит определенный курс. У него легитимность, он избран в своем совете, а совет выбрали избиратели региона. Губернатор назначен презом, преза также выбрали все избиратели, но уже в рамках всей страны. Глава совета постановляет: не перечислять в центр деньги. Губернатор издает распоряжение: перечислять. Каждый трясет своими полномочиями, у каждого найдется масса законодательных и нормативных оснований для доказательства своей правоты. У главы облсовета - свои силовые козыри, у губернатора - свои. В таком вопросе договоренность довольно проблематична, т.е. - открытый конфликт, в котором одна из сторон либо окончательно задавит другую, либо будет столь же окончательно задавлена другой стороной. Вполне реально, что на каком-то этапе у какого-то нервного мента или СБУ-шника сдадут нервы, первый выстрел, первый труп... со всеми вытекающими...
Я к чему? Н.Б. правильно пишет о том, что будущий год станет катастрофой для ЛЮБОГО правительства, которое будет работать по старым схемам. Что предлагается: поменять схему.
А именно. Схема, в которой власть (стремительно теряющая признание со стороны "подвластных") все менее контролирует ситуацию, конфликта можно избежать, УБРАВ ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА. То есть, как писал старикан Оруэлл, "разрешение противоречий подменить примирением противоречий".
Будем реалистами: три бодающиеся за власть группировки не договорятся. Это реальность. Каждая будет стараться подмять под себя противников, и в этом треугольнике никогда не будет мира (поскольку возможностей для полного подминания ни у одной из группировок нет). В такой ситуации, как ни крути, свое слово должен сказать большой бизнес, формирующий основу бюджетный поступлений.
Тут, по-моему, у Н.Б. есть системная ошибка. Н.Б. говорил в свое время о регионах. Что, дескать, в регионах собираются налоги.... и т.п. Это подмена понятий. А именно: вместо НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (коими являются представители большого бизнеса, в основном) на сцену выводится региональное начальство, которое на данный момент является лишь техническим оператором средств, собранных с большого бизнеса. Само же региональное начальство не производит ничего полезного. В этом и есть подмена понятий.
Если мы говорим о девальвации властных институций, то мы должны ДОГОВАРИВАТЬ ДО КОНЦА. А именно: происходит девальвация ВСЕХ властных институций, а не только центральных. Ибо ВСЕ властные институции, которые сцепятся в борьбе за полномочия, контроль над финансовыми потоками, бюджетные средства - все они примерно в одинаковой мере будут девальвированы участием в такого рода свалках. Когда одни менты засели в прокуратуре, а другие менты ломятся в ее здание, - то происходит девальвация ментовки В ЦЕЛОМ, ментовки как институции охраны общественного порядка (одни менты сцепились с другими ментами). Когда одни менты сцепляются с другими ментами, - жулики могут "работать" спокойно. Припомните серию ограблений валютных обменок, имевшую место в Киеве летом и осенью с.г. Это - одно из прямых следствий открытой свалки между разными силовыми структурами. Даже если какие-то молодые люди решили поиграть в Бонни и Клайда - это пробный шар. Если он останентся безнаказанным, надо будет выходить из дома с дежурными 20 гривнами в кармане и одеваться в старье ("у меня ничего нет, не трогайте меня!").
Точно то же имеет место быть и в ситуации с центральным и региональным начальством. Когда губернатор говорит "платите в центр", а местный чин говорит обратное, - какая будет реакция? Правильно, ВООБЩЕ НИЧЕГО И НИКОМУ НЕ СТАНУТ ПЛАТИТЬ. Потому что наивно надеяться, что девальвирует лишь ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ. Девальвирует ВСЯ власть, в т.ч. - и местная.
Ну, о чем это говорит? О том, что стоит признать неизбежное, и убрать предмет конфликта. А именно: не пришло ли время ЗНАЧИТЕЛЬНО УМЕНЬШИТЬ объем средств, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ?
Если помните, я об этом писал еще в июле. Дискуссия ничем не закончилась. Так что, не пришло ли время к ней вернуться?