Западу есть за что благодарить Фиделя Кастро
Артем Кречетников
BBCRussian.com
Фидель Кастро ушел с политической сцены.
Он правил Кубой 49 лет, лишь чуть-чуть не дотянув до "золотого" юбилея. Из действующих глав государств только король Таиланда и Ее Британское Величество Елизавета II имеют больший стаж.
Руководя небольшой и, в общем-то, малозначительной страной, Кастро сумел стать одним из тех, по выражению Эдуарда Лимонова, "священных чудовищ", которые определили облик XX столетия. Уж в топ-десятку исторических персонажей точно попал.
"Пылающий континент"
Движущей силой кубинской революции был не марксизм, а ненависть к Соединенным Штатам.
Новый Свет, открытый Колумбом, стал ареной столкновения цивилизаций.
К северу от Рио-Гранде - протестантская этика, англосаксонское право, предпринимательский дух, культ свободы и личного успеха, стабильная демократия.
К югу - мечты об Эльдорадо, сиеста, карнавалы, футбол, страсти рабыни Изауры, уверенность, что не надо делать сегодня то, что можно отложить на завтра, революции и путчи.
Советский кинодокументалист Роман Кармен придумал удачное определение: "пылающий континент". Двести лет все не остынет.
Для североамериканцев, от "Королей и капусты" О'Генри до "Романа с камнем", Латинская Америка - это земля обетованная для бездельников и авантюристов, где нет логики, законов, мыслей о завтрашнем дне и автобусного расписания, где одинаково легко разбогатеть и потерять голову.
Для латиноамериканцев Штаты - то же, что для России Европа: край богатства, могущества, передовой техники, завидной жизни, и одновременно скучного порядка, которому так не хочется следовать. Но Россия всегда была хотя бы военной империей, а латиноамериканцы и этого не могли противопоставить надменному соседу.
Латиноамериканская цивилизация - левая по сути. Тамошнему менталитету близки мысли о том, что все должны быть равными и что не в деньгах счастье.
Гордость испанских предков не позволяет успокоиться. То в одной, то в другой стране к власти приходят реформаторы, выучившиеся в Гарварде и обещающие сделать свои нации "экономическими драконами". И делают, но в самый разгар преобразований природа берет свое, и партизаны с Калашниковыми либо избиратели с бюллетенями меняют их на очередного кумира трущоб, борца против империализма и за свободу выращивания коки.
Остается только жгучая неприязнь к недосягаемым "гринго", оскорбляющим латиноамериканское самолюбие самим фактом своего существования: "О если б мне хоть раз набраться сил, вы б дали мне за все ответ!".
Во время короткого пребывания Че Гевары на посту министра промышленности революционной Кубы европейский корреспондент как-то спросил его: за что вы так не любите США?
Знаете, ответил команданте, подростком я был в них влюблен - вестерны, ковбои, красивые блондинки и все такое.
Подобно героям чеховского рассказа, Эрнесто решил бежать в страну мечты.
Недалеко от его дома был маленький аэродром, с которого в Техас летала транспортная "Дакота". Мальчишка спрятался среди груза и посылок. Обнаружив по прибытии на место "нелегального мигранта", американцы надавали ему по шее, заперли в раскалившемся под лучами солнца самолете без еды, питья и туалета, а через сутки вернулись и отвезли домой.
Журналист вспоминал, что спустя много лет у взрослого человека, члена правительства дрожал голос, когда он пересказывал свою детскую обиду.
Без этого самолета вы ничего не поймете в нашей революции, сказал в заключение Че. И поверьте: у каждого латиноамериканца был в жизни свой "самолет".
Революция в ритме самбы
Кубинская революция - явление не только латиноамериканское, но и всемирное. Национальный характер наложил на нее свой отпечаток.
Русская революция - это кровь, грязь, вши, остервенение, темные замерзающие города, потом - Беломорканал, Колыма, наглухо застегнутые френчи и раскормленные физиономии номенклатурщиков без проблеска интеллекта и чувства юмора, закрытые распределители, гриф "секретно" и "гражданин, пройдемте!", военные парады и скучные собрания, страх, несвобода.
Китайская революция - недосягаемое земное божество, вереницы безликих подданных в одинаковых робах, рисовые пайки, злобные хунвэйбиновские проработки, несвобода, страх.
Кубинская революция - веселый праздник непослушания, романтика партизанской борьбы, красивый клич "Патриа о муэрте!", песни и танцы на улицах, белозубые бородачи, целующие девушек и ораторствующие без бумажки.
В Советском Союзе времен оттепели Фидель Кастро был популярен наравне с Гагариным. Он показал, что коммунизм может быть и таким - молодым, озорным, демократичным.
На Западе бунтари 60-х стремились подражать не русской и не китайской - кубинской революции.
Майки с портретами Че Гевары до сих пор ходовый товар. И яппи иногда хочется стать революционерами. На пару часов.
Похоже, что Фидель Кастро поставил последнюю жирную точку в мировом коммунистическом эксперименте. Попробовали так и эдак - не получилось.
А капиталистический мир переварил и, когда надо, неплохо использует его интеллектуальную собственность. Людьми у московского Белого дома в августе 91-го и на киевском Майдане двигал в том числе и дух Че Гевары, хотя боролись они не за социализм, а против него.
Противники Фиделя должны быть признательны ему хотя бы за это.
Адрес статьи на bbcrussian.com
http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/rus ... 532961.stm
Дата и время публикации: 2008/02/21 10:55:25 GMT
© BBC MMVIII