Юля: Война на два вИктора
Заявление Юлии Тимошенко о готовности выставить свою кандидатуру на президентских выборах в 2009 году стало ответом, который...
...содержался уже в самом вопросе: будет ли она принимать участие в очередной президентской гонке. Юлия Владимировна будет бороться за власть всегда, разве непонятно - этот лейтмотив словно звучал в ее голосе.
Впрочем, сама тема следующих президентских выборов пока не привлекает повышенного внимания у большинства политиков и журналистов.
Понять такую реакцию можно. До даты следующих выборов утечет еще много воды. Кроме того, все больше и больше становится очевидным тот факт, что должность Президента уже совсем не главная в Украине. Куда сильнее сейчас полномочия премьер-министра – в случае надежности парламентской коалиции, его выдвинувшей.
Тем не менее, некоторые политические эксперты считают заявление Тимошенко весьма знаковым. Ее фраза – «я буду бороться за власть на каждых выборах, чтобы как можно меньше зависеть от высокопоставленных политических бонз и как можно больше зависеть от выбора нации» – подталкивает к двум выводам.
Во-первых, она означает, скорее всего, отход Тимошенко от манеры поведения по отношению к Ющенко, которая огорчала или раздражала многих ее сторонников. Леди Ю. с момента еще ее отставки с поста премьер-министра избрала в своих выступлениях тактику лестных эпитетов в адрес Президента. Мол, Виктор Андреевич сам весь хороший, а подводят его только подлые «любі друзі». Электорат же Тимошенко, у большей части которого Ющенко своими действиями уже сидит в печенках, давно ожидает от нее резкой критики в адрес Президента.
Во-вторых, коль скоро Тимошенко уже объявила о своих претензиях на президентское кресло, то естественно, что она не будет против (а даже – наоборот) приближения даты президентских выборов – по любой причине. Нельзя оставить без внимания и то обстоятельство, что Юлия Владимировна высказывается за целесообразность пересмотра конституционной реформы.
В связи с этим давайте взглянем на нынешние политические реалии в Украине. Совершенно очевидно, что Ющенко сегодня мешает Януковичу. О скрытых чувствах Виктора Федоровича к Виктору Андреевичу можно, пожалуй, даже и не говорить. Вспомним «трусливого кота Леопольда», «козлов, которые нам мешают жить» и т.п.
Но перспектив убрать Ющенко с поста Президента у Януковича и Антикризисной коалиции до сих пор не было. Имея в парламенте лишь около 250 «штыков», можно рассчитывать на преодоление президентского вето (300 голосов) лишь по отдельным законопроектам. А вот по вопросу импичмента такие шансы у «антикризисников» не вырисовывались.
Теперь же, после заявления Тимошенко, открываются новые возможности. В принципе, и БЮТ и Партия регионов не против досрочной отставки Ющенко. Однако процедура импичмента, предусмотренная в тексте нынешней Конституции, очень сложна.
Так, статьей 111 Конституции предусмотрено только две причины отставки Президента – государственная измена или совершение других преступлений. Но даже если Президент даст какими-то своими поступками повод для инициативы импичмента, то осуществить таковую будет весьма непросто. Необходимо создание временной следственной комиссии, согласование с Конституционным Судом, а решение об отставке принимается не менее чем тремя четвертями конституционного состава ВР. То есть – как минимум, 338 голосов.
Ясно, что все это нереально. Однако есть и другой выход. Уже всем понятно, что сегодняшняя Конституция потребует срочного внесения уточнений и изменений. В ней, в частности, не прописана процедура отставки министров, назначенных по квоте Президента, из-за чего сейчас ломается столько копий.
Но ведь с внесением в Конституцию этих уточнений, можно также расширить перечень причин импичмента и упростить порядок его проведения.
К примеру, народ хотел бы видеть в Конституции возможность досрочной отставки «гаранта», если он своими действиями или бездействием утратил его доверие. Логично? Все это можно юридически оформить.
Скажем, право определять уровень доверия-недоверия украинцев к своему Президенту можно предоставить парламенту – на основании хотя бы данных независимых социологических исследований или каких-то еще.
А чтобы не было обвинений с президентской стороны в необъективности ВР, нужно предусмотреть норму, по которой Президент имеет автоматическое право принять участие во внеочередных выборах в связи с импичментом. И если он не возьмет самоотвод и выиграет президентские выборы, этот факт будет означать роспуск парламента. Все довольны.
Главное же – максимально упростить процедуру импичмента. ВР принимает решение 300-ми голосов об отставке Президента – и все, импичмент состоялся. В этом случае, с учетом сегодняшних парламентских раскладов, для проведения импичмента достаточно голосов лишь Партии регионов и БЮТ.
Но можно оставить и нынешнюю норму Конституции – три четверти конституционного состава. «Регионалы» и «бютовцы» без особого труда найдут пару десятков недостающих голосов для такого благого дела, как отставка Ющенко.
Если лидеры Партии регионов и БЮТ примут в ближайшее время принципиальное решение, то закон о внесении соответствующих изменений в Конституцию можно принять уже на теперешней сессии. А отправить в отставку Ющенко – на следующей. Внеочередные выборы можно будет провести в конце весны или летом 2007 года.
Риск в случае принятия решения о внесении таких изменений в Конституцию есть и для БЮТ, и для Партии регионов. Впрочем, понимание того, что хуже, чем сейчас (при Президенте Ющенко), не будет, может подвигнуть лидеров упомянутых партий сыграть ва-банк.
Конечно же, в законотворческий процесс по усовершенствованию Конституции суждено включиться и депутатам из фракции «Наша Украина». Цели в этом плане данной политической силы на сегодняшний день абсолютно ясны. Главное для НУ – прояснить таким образом туманные нормы основного закона, чтобы усилить позиции Президента.
В частности, «нашеукраинцы» будут предлагать такие процедуры увольнения министров из квоты Виктора Андреевича (Минобороны и МИД), чтобы эта прерогатива полностью принадлежала ему одному, а парламент и правительство не имели бы никакой возможности отправлять их в отставку.
Также от НУ, вероятно, пойдет инициатива о четкой фиксации в Конституции нормы о том, что внешняя политика относится исключительно к сфере ведения Президента, а Кабмин лишь обязан исполнять его установки. Хотя не очень ясно, какие из вопросов внешней политики останутся в ведении Верховной Рады.
Что интересно, БЮТ поддержит данные пожелания НУ, но только в том случае, если изменения Конституции коснутся и упомянутой выше идеи расширения перечня причин импичмента, а также упрощения его процедуры. Понятно, примеряя президентское кресло под своего лидера. Правда, если дело дойдет до реального осуществления планов таких конституционных трансформаций, то главными игроками будут лишь две политические силы – Партия регионов и БЮТ. От «Нашей Украины» и СПУ, а тем более, коммунистов в таком случае будет мало что зависеть.
В пятницу, 17 ноября, лидер фракции Партии регионов и координатор Антикризисной коалиции Раиса Богатырева заявила, что БЮТ готов поддержать ее политическую силу в голосовании за законопроект о внесении изменений в Конституцию относительно местного самоуправления. Как говорится, лед тронулся. А как далеко пойдет сотрудничество Партии регионов и БЮТ относительно правки Конституции, посмотрим: в украинской политике нет ничего невозможного.
Юрий Николаевский
_________________ Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!
А. Розенбаум
|