obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Сб май 18, 2024 2:41 pm

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн апр 07, 2008 10:06 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Пророчества Достоевского сбываются

Станислав МИНАКОВ

9 февраля (28 января по ст. ст.) исполнилось 125 лет со дня смерти величайшего духовного провидца, русского писателя Федора Михайловича Достоевского. Осенью с. г. будет отмечаться 185-летие со дня его рождения.

Столетие с четвертью назад Достоевский с присущей ему (и впоследствии неоднократно подтвердившейся) прозорливостью написал после освобождения славянских стран от турецкого владычества: «По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому, не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными! И пусть не возражают мне, не оспаривают и не кричат на меня, что я преувеличиваю и что я ненавистник славян! Я, напротив, очень люблю славян, но я и защищаться не буду, потому что знаю, что все равно именно так сбудется.

Начнут они непременно с того, что России они не обязаны ни малейшей благодарностью что они племена образованные, способные к самой высшей европейской культуре, тогда как Россия страна варварская, мрачный северный колосс, даже не чисто славянской крови, гонитель и ненавистник европейской цивилизации».

Но сегодня Европа, похоже, начала осознавать, что даже не российское великодержавие было и остается угрозой ее мировой роли, а скорее его отсутствие, что сделало Старый Свет тылом американской евразийской программы. Это по-новому обостряет дилемму «Россия и Европа», которая пока не изжита именно Европой.

И хотя мыслитель Лев Шестов предложение Достоевского «всем славянским народностям объединиться под эгидой России... таким только образом за ними будет обеспечена полная независимость, право культурного самоопределения» называл «даже хуже, чем несообразностью», Федор Михайлович был прав во многом.

Воинствующий либерализм как основа глобализации под эгидой Америки сегодня оказывается не менее чужд Европе, чем православной Руси.

Образованнее многих

Биографы сообщают, что уроженец Москвы Федя Достоевский рос в суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца — человека «нервного, раздражительно-самолюбивого», вечно занятого заботой о благосостоянии семьи. Дети (их было 7, Федор — второй сын) воспитывались в страхе и повиновении, по традициям старины, проводя большую часть времени под присмотром родителей.

Семенов-Тян-Шанский уверял, что Достоевский и в молодые годы «был образованнее многих русских литераторов своего времени, как, например, Некрасова, Панаева, Григоровича, Плещеева и даже самого Гоголя». Его уже с 4 лет сажали за книжку и твердили «учись!»

Но как читатель Гете, Шиллера, Гофмана, Бальзака, Гюго, Корнеля, Расина, Жорж Санд стал тем, о ком Николай Бердяев скажет: «Достоевский отражает все противоречия русского духа, всю его антиномичность, допускающую возможность самых противоположных суждений о России и русском народе. По Достоевскому можно изучать наше своеобразное духовное строение... Если всякий гений национален, а не интернационален, и выражает всечеловеческое в национальном, то это особенно верно по отношению к Достоевскому... Он характерно русский, до глубины русский гений, самый русский из наших великих писателей и вместе с тем наиболее всечеловеческий по своему значению и по своим темам...

«Я всегда был истинно русский», — пишет он про себя Аполлону Майкову. Творчество Достоевского есть русское слово о всечеловеческом. И потому из всех русских писателей он наиболее интересен для западноевропейских людей. Они ищут в нем откровений о том, что и их мучит, но откровений иного, загадочного для них мира русского Востока»?

Достоевский говорил: «Русскому Европа так же драгоценна, как и Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия». Однако он утверждал, что «Россия не в одной только Европе, но и в Азии» — «потому что русский не только европеец, но и азиат». Но «в грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход».

Эти кажущиеся оппозиции писатель примирил в своей «Пушкинской речи» 1880-го, почти под занавес жизни изложив свой вселенский взгляд на проблему: «О, все это славянофильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого Арийского племени так же дороги, как и сама Россия, как и удел всей родной земли, потому что наш удел и есть всемирный».

Тем не менее, как правильно заметил современный исследователь И.Левяш, писателя беспокоил кризис общеевропейских ценностей — «...заходящее солнце последнего дня европейского человечества»... Великий выразитель заката Просвещения и культурного декаданса — «европейской тоски» — «русский европеец» Достоевский был первым мыслителем Нового времени, который ревизовал ставшую канонической общеевропейскую идею свободы как самоцели и сформулировал откровение, смысл которого понят Европой лишь на исходе ХХ в.: «Начав с неограниченной свободы, я завершаю неограниченным деспотизмом».

«Вошь я или право имею?»

Об «Идиоте» здесь умолчим, о нем после выхода на телеэкраны фильма Владимира Бортко сказано немало. Заметим только: в этом романе, быть может, главном сочинении Достоевского, нам был явлен образ «Христа-человека», урожденного в ХIХ веке. Словно в подтверждение выстраданных Федором Михайловичем слов, затем вложенных им в карамазовские уста: «...если б кто мне сказал, что Христос вне истины, и действительно было б, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы остаться со Христом, нежели с истиной»

(в черновике романа главный герой носил имя Христос).

Притча во языцех — Родион Раскольников, герой самого публикуемого в мире романа «Преступление и наказание». Этот символ взаимного мученичества — преступника и жертвы — страшен. Между тем именно он для заплутавшей личности (а значит, и для многих) становится камнем преткновения, но лишь так можно прийти к состоянию, которое писатель (видевший в страдании, безусловно, не казнь, а искупительную жертву) затеплил в конце своего сочинения во фразе: «Под подушкой его (Раскольникова. — Авт.) лежало Евангелие».

Раскольников все время противопоставлен окружению. Если нет конфликта со средой, то он внутри, в самом Раскольникове. Иногда пространство врывается в него, но и это не приносит гармонии: оно разрывает его, растворяет и разрушает.

Приведем цитату из статьи Достоевского на смерть Некрасова: «Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до каких раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время».

Печальность и переходность времени теперь еще более усилились. Последовавшие за смертью гения столетие с четвертью дали нам вопиющие образцы изощренной гордыни, желания стать над другими, пренебрежения чужой жизнью.

Перевоплотиться.

Ад игры

Кажется, что именно о типажах современности сказал писатель: «Ничего мне так не хотелось бы, — говорит Ивану Карамазову черт, — как перевоплотиться в семипудовую купчиху и ставить бы толстые восковые свечи на обедне».

«И не нужно длинных комментариев, — замечает философ Василий Розанов, приводя эту цитату, — чтобы эту «мечту» беса переложить на картину действительности — и тогда очень умилительные сцены, к каким мы привыкли, неожиданно окажутся главами не «божественной», а демонической оратории».

Но ведь еще в раннем романе Достоевского «Бедные люди» Макар Девушкин верит, что Господь простит грехи бедных людей «в это грустное время: ропот, либеральные мысли, дебош и азарт», что Господь спасет их — «добрых, незлобивых, ко вреду ближнего неспособных и благость Господню, в природе являемую, разумеющих».

В романе «Игрок» у Достоевского речь идет о казино, но мы видим теперь, как в новейшей жизни, напичканной информационными технологиями, то тут, то там маячит оскал игрока: в спекуляциях ли на мировых финансовых биржах, в политике ли любой страны — на региональном или общегосударственном уровне. А на глобальном...

«Оратория» цивилизации может быть воспринята вполне «демоничной», однако совестную ношу мировой несправедливости Федор Достоевский носил в душе наравне со своей.

Огромное количество страдающих детей населяют романы писателя. Общеизвестна его максима о том, что никакая цель, пускай и самая высокая, не искупит слезинки ребенка. Но даже его гений не провидел немыслимых иродовых деяний грядущих времен — ни немецких нацистов, ни Беслана.

Бесы

Роман Достоевского «Бесы» был вызван к жизни «делом Нечаева», от которого Россия содрогнулась в 1871 г.

Незаслуженно забытый нами выдающийся советский писатель Юрий Трифонов прояснил проблему революционного терроризма в потрясающем, весьма провидческом очерке 1980 г. «Нечаев, Верховенский и другие...», отталкивавшемся, с одной стороны, от реальной персоны террориста Нечаева, а с другой — от романа Достоевского.

В 1871 г. судили нечаевцев, убивших товарища (сам Нечаев ускольз-нул от суда в Европу и был судим несколько лет спустя), и в газете «Правительственный вестник» появилось в качестве документа, приобщенного к делу, зловещее сочинение «Катехизис революционера», в котором обращала на себя внимание глава «Отношение революционера к обществу». В ней декларировалось: «...все это поганое общество должно быть раздроблено на несколько категорий».

Трифонов утверждает, что Достоевский «мог острее, чем кто-либо, почувствовать сокрушительную разницу между Нечаевым и вольнодумцами прежних лет, народниками начала 70-х: он сам прошел мученический путь заговорщика, мечтателя, принадлежал к тайному обществу Петрашевского и в 1849 году, осужденный на смертную казнь, стоял на эшафоте, но в последнюю минуту был прощен и отправлен на каторгу. Мир обогатился великой книгой: «Записками из Мертвого дома». Мощь этой книги отдана одному чувству — состраданию». Нет ничего более далекого от нечаевщины, чем сострадание.

Сравним эпохи: общественное мнение, которого страшился Достоевский, питалось тогда лишь слухами и газетами, а теперь эти возможности многократно усилились — все становится известно в тот же миг. «Мир следит по телевизору за драмой заложников, и нет более захватывающего зрелища. Террористы превратились в киногероев. Население рассматривает громадные фотографии в журналах, ужасается, старается понять: кто эти люди? инопланетяне? чего добиваются? чего хотят от нас? И первая, облегчающая душу догадка: от нас — ничего. Хотят от других.

Терроризм превратился в мировое шоу. Бесовщина стала театром, где сцена залита кровью, а главное действующее лицо — смерть. Террор и средства массовой информации — сиамские близнецы нашего века. Они не могут существовать раздельно: одно постоянно пожирает и насыщает собой другое.

Террор надо лишить паблисити. Без оного нынешние бесы хиреют, у них падает гемоглобин в крови, им неохота жить.

Но была и еще одна сторона бесовщины, увиденная провидцем Достоевским: революционное нетерпение, сметающее «инерционную массу», когда даже благие намерения мостят дорогу в ад. Нетерпение и нетерпимость — это та пена на губах ангела, с которой и начинается ад.

«Братское окончательное согласие всех племен...»

Придем ли когда-нибудь «к будущему уже великолепному единению людей, — по словам старца Зосимы, — когда не слуг будет искать себе человек и не в слуг пожелает обращать себе подобных людей, как ныне, а напротив, изо всех сил пожелает стать сам всем слугой по Евангелию. И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, — в объядении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим?»

И через 125 лет после смерти Федора Достоевского не сняты с повестки дня основополагающие вопросы личности и цивилизации, поставленные им с великой нравственной силой.

К сожалению, по-прежнему актуальна мысль Достоевского (из «Дневника писателя» 1887 г.): «в этом хаосе, в котором давно уже, но теперь особенно, пребывает общественная жизнь... нельзя отыскать еще нормального закона и руководящей нити даже, может быть, и шекспировских размеров художнику...»

Мысль эта актуальна для всего современного мира, в который, как верил Федор Михайлович, его родине суждено «внести примирение... и, может быть, изречь окончательное слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону».

Этот страдавший эпилепсией, отличавшийся от окружающих человек, избравший своему главному романному персонажу «маленькую и безобидную» фамилию Мышкин, на самом деле походил на блаженного. Тут поэт Чичибабин прав, сказав о Достоевском: «Да один он между всеми, как юродивый...»

Но не та ли мера любви, о которой Федор Михайлович так мучительно и непривычно для многих взыскал в себе и в людях, и должна быть единственно возможной в мире?

Но, «господа европейцы», есть ли у нас дар такой любви?

Оставить коментарий
Станислав МИНАКОВ

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB