obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Сб май 18, 2024 2:41 pm

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Чт апр 10, 2008 7:11 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Киевские музыканты превзошли английскую разведку


Людмила ДЕНИСЕНКО

В годы Второй мировой войны английская разведка прославилась тем, что с помощью дешифровальной машины «Энигма» ей удалось вскрыть немецкие секретные коды и благодаря этому проникнуть в тайны гитлеровского рейха.

Но, по мнению специалистов, еще сложнее бывает дешифровка того, что скрыто от нас не по замыслу человека, а по стечению обстоятельств, по воле случая или даже просто по ошибке.

Там, где нарушена логика, бессильна любая «Энигма», и разгадку тайны гарантирует лишь высокий человеческий интеллект.

Именно так и произошло буквально на наших глазах — чтобы сыграть музыку австрийских композиторов XVIII века, современным украинским исполнителям пришлось потрудиться над расшифровкой нотных записей. Талант и уникальный профессионализм помогли киевским музыкантам выяснить, что, как оказалось, в этих нотных записях партии левой и правой руки не всегда совпадают, привычный диез (знак альтерации, повышающий звук на полтона), похожий на решетку, в нотах того времени выглядит как дубль-диез, то есть в виде косого крестика. И таких «подводных камней» не счесть.

Инициатива по приведению текста к привычным нынешним музыкантам стандартам принадлежит украинской пианистке Евгении Басалаевой.

Сонаты и концерты из ценнейшего собрания нот 200-летней давности, которую собирало не одно поколение Разумовских — дворян по родословной и меценатов по духу, обрели свое звуковое воплощение.

6 апреля в Колонном зале Национальной филармонии Украины прошел 14-й концерт «Галерея музыкальных портретов. Сокровища нотной коллекции Разумовских» в рамках международного проекта «Элитные вечера камерной музыки» Евгении Басалаевой — народной артистки Украины.

Двоякое барокко

Отмечу сразу: исполнителям удалось отменно разобраться с музыкальным материалом. Во всяком случае никаких шероховатостей в тексте слушатели не приметили. Чего нельзя сказать об ансамблевой игре. Но об этих «шпильках» исполнителям чуть позже.

Концерт открыл «Гимн» для хора из оперы Глюка (1714—1787 гг.) «Ифигения в Тавриде». Детский хор Национальной радиокомпании Украины под руководством Татьяны Копыловой оказался на высоте. В смысле над головами зрителей, на балконе, рядом с трубами органа. Так что самих хористов публика не увидела, только звонкие голоса эхом растекались под потолком.

Конечно, к детскому исполнению стоит относиться толерантно, все-таки не сформировавшиеся еще певцы, так что обойдусь без критики. Но мимо некоторых изъянов не могу пройти, а это нечеткие вступления, когда певцы на долю секунды раньше или позже произносят согласные в тексте, в итоге — звуковой разнобой. И второе — не всегда чистые унисоны. Впрочем, все эти недочеты, которые частенько можно услышать и от взрослых профессиональных коллективов, легко объяснить. Открывать концерт всегда непросто, волнение сказывается.

Больше вокальных номеров в программе не было, властвовала музыка инструментальная, озвученная камерным ансамблем «Контрасты Киев-Классик». Большой концерт № 1 фа-мажор для клавесина, скрипок, альта, виолончели, гобоев и валторн чешского композитора Леопольда Кожелуха (1747—1818 гг.) оставил двоякое впечатление.

Легкость, игру на публику, смешанную с абсолютной внутренней раскрепощенностью, — качествами, присущими Галантному XVIII веку, смогла, на мой взгляд, продемонстрировать только Евгения Басалаева — художественный руководитель ансамбля. Ее непосредственность, улыбка, даже легкое, почти кокетливое покачивание головой в такт — все это создавало благоприятное впечатление. По идее атмосфера концертов той эпохи и подразумевала некоторую театральность. Зритель не только воспринимал музыку, но еще и любовался грациозными движениями музыкантов. Вот как раз этой ауры и не хватило.

Некоторый разнобой во вступлениях, к примеру, партий скрипки и виолончели слышался уже в Большом концерте. К слову, некоторые гости подметили не совсем обычную манеру игры пианистки: отрывистую, чуть ли не «щипковую». Такой прием Басалаева использовала специально, своеобразно имитируя игру на клавесине.

Первая часть Сонаты № 1 для клавесина в сопровождении скрипки облигато (партия инструмента, которая исполняется обязательно) Йозефа Хаммерлайма — пианиста и органиста прозвучала по-настоящему «барочной». Усилил это впечатление «стеклянный», «колокольчиковый» звук хрупкого клавесина, на котором играла Басалаева.

К слову, произведения Хаммерлайма, точная дата рождения которого неизвестна любителям музыки, редко услышишь со сцены. Так что слушатели наслаждались незнакомой мелодикой.

Все исполненные концертные произведения представляли более-менее авторскую редакцию. Так, как они, предположительно, конечно, звучали двести лет назад. Заключающий первое отделение номер представлял этакий микс нескольких эпох.

Романс C'est une larme сочинил Ляфонт Шарль Филипп (1781—1839 гг.), скрипач, ученик Рудольфа Крейцера, которому Бетховен посвятил «Крейцерову сонату», концертный дуэт на эту тему переложил пианист Генрих Герц (1803—1888 гг.), а современную его редакцию предложила Евгения Басалаева.

Причем довольно интересную. Вместо одной скрипки, как это указано в нотах, руководитель ансамбля использовала всех музыкантов, которые играли одновременно и по очереди.

Экипаж и дворовая девка

Нотную коллекцию, произведения из которой прозвучали в филармонии, начал собирать Кирилл Разумовский — провозглашенный гетман Украины. Впоследствии к собирательству приобщились его потомки — сыновья Алексей и Андрей и внуки. Особых пристрастий к талантам какой-то одной страны они не испытывали, так что коллекция пополнялась опусами и французских, и австрийских, и итальянских композиторов.

Правда, интерес Разумовских к музыке был сугубо практическим. К примеру, Андрей Кириллович слыл в Европе не только тонким политиком и дипломатом, но и прекрасным музыкантом и даже играл первую скрипку в собственном квартете. Этот человек водил дружбу с передовыми композиторами своего времени: Моцартом, Гайдном, Бетховеном. Последний даже посвятил Разумовскому три струнных квартета, а это говорит о многом.

И, надо полагать, ноты обходились Разумовским в копеечку. Тогда печать была слишком трудоемкой, оттого и дорогой. Некоторые историки утверждают, что стопка нот могла сравниться по цене с упряжкой лошадей вместе с каретой и дворовой девкой в придачу.

После революции часть коллекции осталась в Киеве и до сих пор хранится в музыкальном фонде Национальной библиотеки Украины им. Вернадского. Приятно, что нынешние музыканты могут выбрать из этой коллекции ноты именитых или забытых композиторов, тем самым обогатив свой концертный репертуар.

Правда, в руки, конечно, бесценные странички не дадут, можно только работать с фотографиями, снятыми с них: переписывать или ксерокопировать.

Впрочем, в планах сотрудников библиотеки — сделать коллекцию общедоступной, разместить изображение раритетных нот на сайте в интернете. Будем ждать, интересно ведь взглянуть, а то и разучить сонату или фортепианную фантазию с авторскими ремарками — наследие Галантного века.

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт апр 11, 2008 11:47 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 9:28 pm
Сообщения: 1185
В середине 90-х работала с трио под названием "Коллекция Розумовских". Две скрипки и фогот. Играли не виртуозно. Интересно, это украденная идея, или развитая...
В любом случае, обидно, что такую интересную программу исполняют , как всегда, посредственности, которых есть за что критиковать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб апр 12, 2008 2:06 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Я, к стыду, ничего не знаю про уровень исполнителей.

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн апр 14, 2008 9:47 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 9:28 pm
Сообщения: 1185
Вскользь упоминается в статье, что уровень слабоват. Но автор не критикует открыто...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт апр 15, 2008 1:11 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Это Вы про
Цитата:
Талант и уникальный профессионализм
? >;->

Я подумал, что Вы встретили знакомые фамилии...

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт апр 15, 2008 9:57 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 9:28 pm
Сообщения: 1185
"Отмечу сразу: исполнителям удалось отменно разобраться с музыкальным материалом. Во всяком случае никаких шероховатостей в тексте слушатели не приметили. Чего нельзя сказать об ансамблевой игре. Но об этих «шпильках» исполнителям чуть позже."
"Конечно, к детскому исполнению стоит относиться толерантно, все-таки не сформировавшиеся еще певцы, так что обойдусь без критики. Но мимо некоторых изъянов не могу пройти, а это нечеткие вступления, когда певцы на долю секунды раньше или позже произносят согласные в тексте, в итоге — звуковой разнобой. И второе — не всегда чистые унисоны(!). Впрочем, все эти недочеты, которые частенько можно услышать и от взрослых профессиональных коллективов, легко объяснить. Открывать концерт всегда непросто, волнение сказывается."

Общее впечатление от статьи - автор не разбирается в музыке. А то, что она подметила (или ей кто-то сказал уже после концерта) - грубые ошибки, а не волнение. Это просто "сырой" текст, недоработанный. Т.е. зрителю (слушателю) преподнесли идею исполнения коллекции Разумовских (что уже было сделано ранее, как я писала. Т.е. идея не новая), как сенсацию.
А фамилия упоминается лишь одна... И эта пианистка мне не известна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 6 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB