obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Пн май 27, 2024 10:51 am

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пт июн 06, 2008 12:51 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Митрополит Шептицкий и Советская власть: "Мусимо виявити нашу сердешну радість... "


http://novoross-73.livejournal.com/31532.html

Тов. svetlako навёл на один интересный материал.


Автор - Джеффри Бурдс, профессор русской и советской истории Северо-Восточного университета (Бостон, США), много лет проработавший в российских и украинских архивах.

"Этничность, память и насилие: размышления об особых проблемах советских и восточноевропейских архивов".
Jeffry Burds "Ethnicity, Memory, and Violence: Reflections on Special Problems in Soviet & East European Archives," in Francis X. Blouin and William G. Rosenberg, eds., Archives, Documentation, and the Institutions of Social Memory: Essays from the Sawyer Seminar (Ann Arbor: University of Michigan Press, 2006): 466-479.

"...Существует множество недавних случаев кражи и уничтожения архивных документов националистическими группами. Типичный пример в 1995 - документы Украинской Католической [имеется в виду Греко-Католическая - Н.] Церкви, которые посчитали несоответствующими националистической интерпретации истории. Какие же документы «выпололи» националистические группы из архивов? Вот лишь один из нескольких документов, которые я читал ранее, и которые исчезли в последующие годы.

В последние дни июля [здесь Д.Бурдс ошибается, встреча происходила в сентябре - Н.] 1944 года полковник С.Т.Даниленко (S. T. Danilenko) из НКВД, являвшийся советским представителем по делам религии во Львове, встретился с митрополитом Андреем Шептицким, чтобы выяснить его реакцию на возвращение Советов. Даниленко сообщал, что митрополит был «явно дезориентирован» вихрем событий последних нескольких дней, но что он, кажется, беспокоится о том, чтобы отделить себя и свою церковь от нацистов и организованного украинского националистического движения. Шептицкий был, по словам Даниленко, готов сотрудничать с новым режимом:

«Сейчас я уверен, что решается судьба всех славянских народов [сказал Шептицкий], следовательно, они должны подняться на борьбу с расовым германизмом (Germanism). Я осуждаю деятельность УПА и бандеровцев ([OUN-] Banderists), но я оправдываю мельниковцев [более умеренное крыло ОУН – J.B.] и тех, кто служил в СС Галиция. Их намерения были добрыми, но немцы подвели их (let them down), поэтому пришло время уйти от прогерманской ориентации. . . Сейчас, принимая во внимание обстоятельства международного положения, нет иного выбора – как быть с Советской властью. Я хочу дать указания всем священникам западных областей Украины оставаться на своих постах и огласить это в церковных проповедях».

Информация, сообщенная полковником Даниленко и его агентами, показывает, что украинские католические иерархи искренне верили, что Москва приняла новую религиозную политику. Советский осведомитель «Вишняков» ("Vishnekov") говорил с митрополитом на приеме по поводу его 75-летия 29-го июля 1944, через два дня после вступления Советов во Львов:

«Митрополит твердо убежден, что Советская власть изменила свою ранее враждебную позицию . . . по отношению к религии, церкви и вере. Они вновь открывают семинарии и академию теологии во Львове. Их солдаты приветствуют священников на улицах. Это дополнительное подтверждение уважения Советской власти к религии»

Он сообщил, что Шептицкий выразил «крайний оптимизм» по поводу будущего Западной Украины при Советском правлении: "Всё теперь в руках Божьих" – отметил митрополит, - "и обязательно закончится хорошо" [Шапка гласит; 30 Августа 1944, Сов.секретно, Доклад "О митрополите Греко-католической (униатской) церкви – Андрее Шептицком" полковник Карин (Даниленко); засвидетельствовал капитан НКВД В Ходин (V. Khodin).]

Первичный источник: Robert H. Greene, "'A New War Has Begun': The Destruction of the Greek Catholic Church in West Ukraine, 1939-1946," Senior Thesis in History and Russian Studies, University of Rochester, 1997]

В соответствии с советским сообщением Шептицкий – украинский католический кандидат на приобщение к лику святых в следующем десятилетии и символ украинского национального сопротивления Гитлеру и Сталину — порвал с главенствующими украинскими военными и политическими националистическими силами, объединенными лидерами повстанцев Ярославом Стецько и Степаном Бандерой. Для современных украинских националистов правого крыла, идентифицирующих себя с Бандерой, данный факт оказался чересчур болезненным. В результате усилий украинских националистов «по изъятию» фотокопия, которую я сделал в 1993 году, может оказаться единственной оставшейся копией этих документов".

Казалось бы, впору волосы рвать от потери таких источников. Но не так страшен чёрт, как его малюют. :)
Как это часто случается, у наших свидомых "братив" правая рука не знает, что делает левая. И если во Львовском областном архиве документы уничтожают, то их копии не только благополучно (пока, во всяком случае) хранят в архиве СБУ, но и ... публикуют в открытых изданиях.
Не так давно в Киеве небольшим тиражом вышел один сборник, где и были опубликованы копии документов, уничтоженных во Львове.

Материал объёмный, но очень интересный.
Речь Шептицкого на Соборе греко-католического духовенства приводится на укр. языке (у кого есть желание - буду признателен за перевод), некоторые фрагменты выделены мной жирным шрифтом; остальные документы - на русском.
Место действия - Львов, сентябрь 1944 года

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
"УТВЕРЖДАЮ"
НАРОДНЫЙ КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ УССР — КОМИССАР
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3 ранга
Савченко
"30" августа 1944 г.


ПЛАН
официальной встречи и беседы
с главой униатской церкви — митрополитом ШЕПТИЦКИМ


Учитывая дезориентацию, после изгнания оккупантов, главы униатской церкви — митрополита ШЕПТИЦКОГО, от имени уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК УССР, организовать встречу с ним нашего оперработника.
Целью этой встречи необходимо поставить изучение положения и деятельности униатской церкви в период оккупации, взаимоотношений митрополита ШЕПТИЦКОГО с немцами, а также прощупывание его настроений и уяснение той практической линии поведения, какую он предполагает занять по отношению к Советской власти в настоящее время.

Учитывая склонность митрополита ШЕПТИЦКОГО декларировать в той или иной форме лично свою и возглавляемой им церкви лояльность по отношению к Советской власти, в процессе беседы с ним не следует выказывать заинтересованности с нашей стороны в получении такой декларации, однако беседу построить в таком плане, чтобы всячески побудить его к подаче такой декларации.

В беседе с митрополитом ШЕПТИЦКИМ следует поставить перед ним такие основные вопросы:

1. Как ШЕПТИЦКИЙ воспринял оккупацию немцами украинских советских земель;

2. Каково было отношение немецких оккупационных властей к униатской церкви и к нему лично;

3. Какие распоряжения, призывы и послания к верующим и духовенству были изданы ШЕПТИЦКИМ по требованию оккупантов;

4. Имел ли ШЕПТИЦКИЙ в период оккупации связь с Ватиканом и Папой Римским, и какие указания получал он из Рима об отношении к оккупантам;

5. Выступал ли ШЕПТИЦКИЙ как глава христианской церкви с протестом перед оккупантами против массового истребления ни в чем неповинного народа на захваченной немцами территории, когда и в какой форме;

6. Каково отношение ШЕПТИЦКОГО к бежавшим с оккупантами униатским священникам, и будут ли применены к ним церковно-канонические санкции;

7. Каково отношение ШЕПТИЦКОГО к предателям и пособникам оккупантов;

8. Как относится ШЕПТИЦКИЙ к оккупантам в настоящее время и предполагает ли он сказать об этом публично перед верующими и духовенством;

9. Какие меры будут приняты ШЕПТИЦКИМ в отношении тех униатских священников и епископов, которые будут выступать против Советской власти.

В зависимости от того, как будет себя вести в разговоре ШЕПТИЦКИЙ, но, если будет уместно и если к этому представится случай или если он сам коснется своей прошлой политической деятельности, связи с украинскими националистами и отношения к Советской власти, целесообразно в порядке детализации обстоятельств, связанных с этим, выяснить у ШЕПТИЦКОГО следующие вопросы:

1. Как отнесся ШЕПТИЦКИЙ в 1939 году к воссоединению украинского народа Западной Украины с УССР и издавал ли он по этому поводу какие-либо обращения и призывы к верующим и духовенству.

2. Принимал ли ШЕПТИЦКИЙ участие в политической деятельности в период оккупации, и в чем эта деятельность выражалась.

3. Какова история подачи на имя Гитлера меморандума "украинских государственных мужей", в числе которых стоит подпись и ШЕПТИЦКОГО.

4. Какова история его акции по объединению униатской и православной церквей на Украине и каковы результаты этой акции.

В заключительной части беседы следует сказать ШЕПТИЦКОМУ, что Советская власть будет относиться к униатской церкви и ее священнослужителям, исходя из наличия лояльности с их стороны и преданности Родине, как граждан ее, т.е. "какой мерой Вы будете мерить, такой же мерой и Вам будет отмеряно". Враги родины будут караться, лояльным людям будет предоставлена полная свобода удовлетворения своих религиозных потребностей, как это предусматривается Конституцией СССР.

Такое заявление ШЕПТИЦКОМУ следует сделать в корректной форме, безотносительно его личности и без всякого намека на какие бы то ни было угрозы с нашей стороны, подчеркнув при этом, что под врагами мы понимаем тех злонамеренных людей, которые, прикрываясь церковным положением, будут проводить вредную противогосударственную работу.

В процессе беседы необходимо также спросить у ШЕПТИЦКОГО, проводит ли он и духовенство униатской церкви какую-либо религиозно-патриотическую работу и в чем эта работа выражается.

Технически свидание с митрополитом ШЕПТИЦКИМ следует организовать таким способом:

На бланке "Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК УССР" направить ШЕПТИЦКОМУ на украинском языке вызов такого содержания:

"Гр-ну А. И. ШЕПТИЦКОМУ — митрополиту греко-католической церкви.
Прошу Вас прибыть для беседы со мной по вопросам правового положения руководимой Вами греко-католической церкви и ее священнослужителей (дата и час явки) в Облисполком, комната №___".

Так как ШЕПТИЦКИЙ, в силу своего физического состояния явиться не сможет, он, несомненно, командирует для беседы с нами или с просьбой посетить его лично — своего представителя.

В том случае, если представитель ШЕПТИЦКОГО явится с приглашением посетить его лично, расспросив подробно о причинах, почему ШЕПТИЦКИЙ не смог явиться для беседы сам, — принять приглашение.

Если же представитель явится с полномочиями ШЕПТИЦКОГО вести беседу о "правовом положении греко-католической церкви", ответить ему, что по таким вопросам мы можем разговаривать только с лицом, возглавляющим, а не представляющим церковь.

Этим самым мы побудим ШЕПТИЦКОГО согласиться на беседу с нашим представителем.
Беседу с ШЕПТИЦКИМ и его представителем вести на украинском языке.


ПОДПОЛКОВНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Карин
"СОГЛАСЕН": НАЧАЛЬНИК 2 УПРАВЛЕНИЯ НКГБ УССР

ПОДПОЛКОВНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ Медведев

"30" августа 1944 г.



ПРОМОВА
Й[ого] Високопреосвященства О[тця] Митрополита Андрея Шептицького
по святочній сесії Собора в церкві св. Юра
у Львові дня 7 вересня 1944 [року]


Я забув запросити проповідника, щоб сказав слово заохоти до Отців Собору, а не годиться накидати таку промову без приготування. Тому вибачайте, Всеч. Отці, що я заберу голос. Мені і так треба би сьогодні промовляти до вас. Раз тому, що від січня майже безнастанно недужий, я тільки рідко коли міг бувати на сесіях собору, але важніша причина, для якої я бажав говорити, ся, що сьогодні ви перший раз зібралися від хвилини, коли побідоносна Червона Армія заняла цілий край, а тим і територію архиєпархії. Тою подією засадничо зміняється положення нашої Церкви і нашого народа і потреба казати як ми, українські духовники, ставляємося до тої події.

Передовсім мусимо ствердити, що в рядах червоноармійців і урядовців, що адміністрували тому три роки край, багато вернуло на давні місця і багато з нас витається з ними як з братьми, себто натрапляємо поміж ними численних щирих українців, з якими лучать нас патриотичні почування.

Але по трьох літах застаємо тих людей зміненими і ціле положення відмінним. Це предмет правдивого здивування і щирої для нас радости. Тому три роки клич беззглядного безбожництва був так злучений з патріотизмом Совітів, що той сам клич вистарчав, щоб їх зробити нам взагалі чужими, а нас для них майже ворожими. Кожну державу чи суспільну справу завсіди так трактувано, як коли б вона була принципіяльно злучена з теорією безбожництва, так представленої, навіть український патріотизм мусів нам видаватися небезпечним. Бо ж боротьба з безбожництвом є для нас першою і найважнішою працею, головним нашим завданням. Ми й під режімом радянським не переставали і не могли перестати боротися з безбожництвом. Уважаючи усі теорії безбожництва за небезпечні для кожної людини і кожної родини і кожної справи, ми мусіли зі всіми тими тезами боротися, а тим самим ми стягали на себе підозріння, що боремося з політичними тезами комунізму. Многим з нас, так як мені самому, лучилося боронитися перед такими закидами. Колись, на якімсь зібранні вашому я сильно застерігався перед ними і рішучо заявляв, що готовий усе боротися з атеїзмом у всіх його проявах, ніколи не хочу виявити спротиву проти політичних тез комунізму. Якщо не помиляє мене пам'ять, я обширніше обясняв як можна було й нехотячи ці два поняття помішати при інтерпретації моїх слів. Як довго атеїзм грав таку неначе урядову ролю у всіх квестіях Радянських Республик, до нашої праці можна було усе примінити слово псальма: "Ходящі хождаху і плакахуся, метающи сімена своя". Кожний громадянин, сповняючи свій обовязок, працює з державою і для неї. Може працювати й проти неї. Становище безбожництва в Союзі Радянських Республик справляло, що кожна наша праця, а то й само істнування наше, було такою працею проти безбожництва, було працею серед сліз і терпінь і мимо нашої волі могло видаватись працею проти держави. Сьогодня це принципіяльно змінилося. Стверджуючи це, мусимо виявити нашу сердешну радість з причини цеї зміни. З нами, священиками, перші Червоноармійці витаються з усміхом зичливости. Нам позваляють працювати, проповідати, виховувати дітей, обслугувати шпиталі.

Але й друга є важніша ще причина нашої радости. В п'ятьох літах війни наш нарід багато натерпівся. Кожна війна накладає важкі тягарі на плечі селян. Ця війна від 5 літ ведеться на наших територіях, для того майже непосильний тягар війни стається цілком непосильним для нашого бідно[го] села. Йому потреба батьківського серця, батьківського проводу, в разі потреби і батьківського християнського суду. Тому три роки ми в Радянськім Союзі Республик не відчували наближаючоїся весни християнської обнови, сьогодня подув весни дається чути в атмосфері. Ті українці, що ми їх стрічаємо, мають щось з християнської любови ближнього в своїм українськім патріотизмі. Вони [є] патріотами не для того, щоб е[к]сплоатувати нарід, вони той нарід люблять, вони бажають, щоб тому народові було добре. Такого серця в управителях потреба сьогодня нашим бідним селянам. Положення селян стається сьогодня невиносиме через УПА і ріжні відділи партизанів. Всі ці організації принимають і таких людей, що утікають перед всяким воюваннєм і не хотіли б в ніякій армії служити. Але поміж ними є й люди, що не слухають ані Божого закона, ані голосу Церкви і уважають себе покликаними людей карати смертію за мнимі, а може й несповнені злочини.

Я від трьох літ не перестаю пригадувати, що чоловікові не вільно завдавати смерти другому. Я бодай три рази писав в тій справі Посланія, конфісковані впрочім німецькою владою, а окрім Пастирських Посланій я в кількох промовах порушував той сам[ий] предмет. Я пригадував, що чоловікові може відібрати життя тільки державна судова влада і то лиш під умовами, які я з натиском обговорював. Зі згляду на свою особисту філософічну опінію я тої власти не все признавав державі, коли одначе держава може засудити чоловіка на смерть, то лишень тоді, коли цей допустився злочину, караного по законам державним карою смерти. Злочин мусить бути йому доказаний повним доказом, якого закони вимагають. Караний мусить мати можність оборони і засуджений можність відклику до вищої і найвищої інстанції, щоб доказані були і провина, і законність суду, і правосильність засуду. Без тих умов нема права людині відібрати життя.

А тим часом находяться молодики, що уважають себе покликаними самоволею заступити усі ці умови законного засуду і без ніяких доказів людей часом невинних сказують на смерть і сповняють уряд катів в засудах, в яких були оскаржителями, судіями і оборонцями. А таких є таке множество, що треба говорити про армію. І що діється?

Таке мордування людей викликує пімсту і репресії, звернені не проти убійника, що давно втік, а навіть не проти частини партії, з якої вийшов, а проти невинних мешканців села чи міста. У таких случаях потреба нашому бідному народові тої справедливости в управителях і судіях, яких дає любов ближнього. Атмосфера весняного подуву, яку відчуваємо, позваляє нам надіятися, що наш нарід знайде в теперішних управителях краю ту справедливість, що граничить з любовю і на любві опирається.

Велику трудність нашому духовенству і народові робить факт, що по стороні німців боролася т. зв. галицька дивізія і що в тій дивізії були капелянами наші священики. Наші люди побоюються, що й родини, з котрих оден член служив в тій дивізії, можуть бути за нього карані.

Наколи б ми мали нагоду боронити тих наших хлопців, вистарчило б, думаю, доказати, що молодь була до дивізії прямо асентерована, а добровільна служба була тільки позором для заохоти інших. Якщо деякі дійсно годилися на службу в дивізії, то тільки ті, яким грозила значно тяжча робота в Райху. Казали їм вибирати, і вони вибирали це, що легше, надіючися часом, що до бою не будуть ужиті.

Деякі, щоб видобутися з в'язниці, не раз вже довготреваючої, на пропозицію вступали до дивізії, щоб лиш дістатися на волю і підкрипити свої сили, при чім все рахували на це, що війна вже не довго потреває, заки вони перейдуть вишкіл, — а це потреває найменше півроку — за той час війна скінчиться.
А коли вже були яким-небудь способом зложені відділи якої-небудь армії, обовязком духовників було народові як капеляни служити, і ті капеляни по ніякому закону не можуть бути відповідальні за ділання армії, в яких служать капелянами. І українська повстанча армія змушувала наших хлопців вступати в їх ряди, і це було б оправданням молодих, що в УПА служили і священиків, які були їх капелянами. Таких одначе я не знаю, а радше знаю, що їх не було.
Може вільно би нам надіятися і чогось більшого.

Комунізм своїм широким розмахом і тенденціями до всесвітньої організації може виробити бодай деяких людей, спосібних розуміти конечність замінити тісні основи Церкви, що обнимають оден нарід або одну державу на всесвітові вселенські основи любови ближнього, опертої на вселенській організації Церкви. Така надія, хочби як слаба, відповідає до того степеня усім нашим дотеперішним працям і цілому наставлению історії нашої Церкви, з'єдиненої з Римським Престолом, що оправдувала би сьогоднішну нашу радість. Бо хто з увагою придивлявся би декретам і правилам п'ятьох архиєпархіяльних соборів, що відбулися в нашій єпархії в літах цеї війни, спостеріг би легко, що ми ніколи не переставали й не перестаємо уважати діла з'єднання Церков східних з західними головним нашим завданням і найвищою метою наших праць та молитов. Наша Церква не спирається на ніякій політиці, ніколи не солідаризується з ніякою політикою, вона все уважає своїм завданням спасения вічних душ свого народу, а це спасения видить у вселенській вірі і вселенській Церкві.

З'єдинення Церков — це діло чисто релігійне, в якому йде виключно про спасения душ. До сего діла горнуться ті, що шукають цего вічного спасения. Усі декрети і правила наших соборів є чисто релігійними з виключенням всякої політики. Ми в них стараємося знайти в нашому житті і в нашій душпастирській праці ті хиби, які треба усунути, щоб ми духовники, правильніше провадили наш нарід дорогами віри в І[суса] Христа і вічного спасения. Архиєпархіяльні собори ділами покаяння. Збираючися щочетверга, ми працюємо над тим самим, що роблять вірні, коли приступають до тайни Покаяння. В перших двох літах війни приходили до нас громадяни Радянської України, шукаючи нагоди сповідатися, а ми в міру, як того позваляли наші сили і закони нашої Церкви та обовязки нашого стану, радо помагали їм в чім могли і уміли. Наші брати вертались домів з наміром, як казали, оповісти як виглядає український край, в якому у кожному селі є церква, усюди священики, усюди Богослужби. Такі були зеренця нашої праці і нашої проповіди для спасения наших братів, для діла з'единения наших церков. Від тої праці ми не відступимо. А що християнська молитва є найважнішою частиною християнської праці, не перестанемо Бога усильно просити про діло з'єдинення Церков. Передовсім прошу вас, Всеч. Отці, безнастанно моліться до Всевишнього Бога, щоб нам прислав великого апостола з'єдинення. Нехай по тих літах війни пришле нам нове покоління кандидатів духовного стану та богословів, нехай з тих питомців виросте нове покоління апостолів в тій так трудній, а так важній справі для вселенської Церкви і для нашого бідного народа. Не переставаймо молитися у пересвідченні, що правдивою є велика обітниця дана небом: "Просіть, а дасться вам".

Особлившим способом поручаю ще вам помагати і до помочи заохочувати наших вірних всім тим, що у Великій Україні тепер помочі потребують. Усі родини тих, що в Армії служать, а передовсім, що лежать по шпиталях ранені. Вони всі очікують нашої помочі, всі тої помочі потребують і на ню заслужили. Наколи би наші сестри могли обняти службу для ранених, треба би таку гадку з радістю привитати.

Згідність з текстом у протоколі святочної сесії Собора з дня 7 вересня 1944 р. подтверджується.

З Канцелярії гр[еко-]кат[олицького] Митрополичого Ординаріяту у Львові, дня 14 вересня 1944 [року].
Канцлер Митрополита — підпис (Николай Галянт)


Перевод с украинского

АНАЛИЗ РЕЧИ ШЕПТИЦКОГО


Речь митрополита А ШЕПТИЦКОГО от 7 сентября 1944 г. и намерение опубликовать ее — важное политическое событие.

Митрополит придал своей речи особенно торжественный характер, оглашая ее на праздничном заседании собора, съезде духовенства епархии, признавая, что выступает впервые после победы Красной Армии.

Красную Армию митрополит называет победоносной — это нужно понимать, что советские победы считает устойчивыми.

Отмечает, что среди приезжих с востока есть много старых знакомых и приветствует их как братьев. Таким образом, митрополит призывает к более тесной связи, а не к вражде. То же самое и в другом месте, где он говорит, что красноармейцы с радостной усмешкой приветствовали крестьян. Таким образом, митрополит указывает на необходимость сердечного отношения к армии.

Митрополит с особым нажимом высказывается об осуществлении религиозной толейранции в СССР, считая это базой хорошего отношения между церковью и государством.

О коммунизме говорит, как о доктрине с широкими мировыми тенденциями. Это выражение митрополита вызовет настоящую сенсацию среди духовенства и интеллигенции, ибо никто не отважился дать такую высокую оценку коммунизму (наоборот, была мода пренебрегать значением коммунизма).

Митрополит заявляет, что не выступал, и не будет выступать против политических тезисов коммунизма.

Крепко выступил против несоответствующих выступлений "молодчиков" из УПА и остро осудил самосуды и убийства. Выступал против немцев по поводу конфискации его послания.

Из речи митрополита следуют такие его пожелания к Советской власти:

1. Чтобы Правительство хорошо относилось к народу и заботилось, чтобы хорошим отношением привлечь народ, особенно чтобы не карало целые села за преступления УПА.
2. Чтобы не преследовало и не карало духовенства, которое под принуждением немцев вынуждено [было] сотрудничать при организации галицийской дивизии.
3. Чтобы митрополит имел свободу в пропаганде дела церковного объединения (т. е. соглашения православной церкви с Римом). Это был основной и самый важный вопрос, над которым митрополит трудился на протяжении 50 лет своего правления.
4. Допустить монахинь к опеке над ранеными и больными солдатами в госпиталях.

Можно догадываться, что речь митрополита имеет связь с его беседой с представителем комиссариата культов СССР ДАНИЛЕНКО; может быть, митрополит обязался коекакие вопросы обговорить публично. Митрополит заявил, что свою речь передаст Советскому Правительству. Это указывает на то, что по этим вопросам (а по всей вероятности и другим) желает вести переговоры с Советской властью.

Речь митрополита ШЕПТИЦКОГО — это историческое событие, значение ее можно сравнить с выступлением московского патриарха Тихона, который первый начал переговоры с Советским Правительством.
Есть основания полагать, что если бы у митрополита была типография, он свою речь напечатал бы, ибо ему нужно каким-то образом ее распространить. [...]
13.9.[19]44 г.
ПЕРЕВЕЛ: ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННЫЙ 4 ОТД[ЕЛЕНИЯ] 2 ОТД[ЕЛА] УНКГБ ЛО
Лейтенант госбезопасности
(СВИРИДОВ)

"___" сентября 1944 г.
г. Киев

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пт июн 06, 2008 12:52 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
"Не подумайте, что я хочу стать орденоносцем, но...считаю бандеровщину большим злом для народа"



Изображение

Сергей Тарасович Карин (Даниленко)

Изображение

Митрополит Андрей Шептицкий



СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
НАРОДНОМУ КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УССР
КОМИССАРУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 3 ранга тов. САВЧЕНКО


ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
О беседе с главой униатской церкви -
митрополитом Андреем ШЕПТИЦКИМ


Согласно Вашему распоряжению, 4.9.1944 г. я вылетел во Львов для организации встречи и беседы с главой униатской церкви — митрополитом Андреем ШЕПТИЦКИМ.

Ознакомившись с агентурными материалами УНКГБ по Львовской области об униатской церкви и, в частности, о настроениях митрополита ШЕПТИЦКОГО и его окружения, я, как это было предусмотрено утвержденным Вами планом, 5.9.[19]44 г. через канцелярию Облисполкома, на бланке — "Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при СНК УССР", послал митрополиту ШЕПТИЦКОМУ вызов такого содержания:
"Гр-ну А. И. ШЕПТИЦКОМУ, митрополиту греко-католической церкви.
Прошу Вас прибыть для беседы со мной о правовом положении возглавляемой Вами греко-католической церкви и ее священнослужителей 6 сентября с. г. в 12 час. дня в Облисполком — комната № 19".

В назначенное время в Облисполком прибыли представители митрополита ШЕПТИЦКОГО — архиепископ греко-католической церкви "с правом наследства" — Иосиф СЛЕПОЙ и, как потом оказалось, — приближенный митрополита ШЕПТИЦКОГО — некий КОТИВ.

После приветствия, спросив — "имеют ли они честь" разговаривать с Уполномоченным Совета по делам религиозных культов при СНК УССР, архиепископ СЛЕПОЙ от имени митрополита ШЕПТИЦКОГО заявил следующее: "Владыка митрополит просит у Вас извинения за то, что он не мог явиться лично, так как состояние его здоровья — паралич, приковавший его к креслу, не позволил ему этого сделать. Для беседы с Вами по делам нашей церкви владыка митрополит уполномочил меня — архиепископа Иосифа СЛЕПОГО и отца КОТИВА".

Пригласив СЛЕПОГО и КОТИВА сесть, я предъявил им свое удостоверение "Врид. Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК УССР" и, расспросив о болезни и состоянии митрополита, попросил их передать ему мое извинение за то, что я, не зная о состоянии его здоровья, позволил себе обеспокоить вызовом для беседы. Что же касается самой беседы, то я просил передать митрополиту, что по интересующему меня вопросу я уполномочен разговаривать только с лицом, возглавляющим греко-католическую церковь, т. е. с ним лично, а не с лицами, представляющими церковь, будь-то даже люди, имеющие на это его полномочия.

"В таком случае владыка митрополит будет очень рад принять Вас у себя, если на это будет Ваше согласие", — ответил мне архиепископ СЛЕПОЙ.
Подумав немного, я поблагодарил СЛЕПОГО и КОТИВА за приглашение и попросил передать митрополиту ШЕПТИЦКОМУ о своем согласии, а также о том, чтобы он назначил для беседы время.

После такой официальной части беседы с архиепископом СЛЕПЫМ и КОТИВЫМ, я задал вопрос, как им жилось при немцах, и каково было положение греко-католической церкви в период оккупации.

Архиепископ СЛЕПОЙ начал было распространяться о том, что всем им жилось при оккупантах тяжело, но я прервал его таким замечанием: "Но, тем не менее, Вы, все же, как это я вижу по прессе, славословили оккупантов, молились о даровании им победы, благословляли на борьбу с большевизмом?".

СЛЕПОЙ ответил, что все это не совсем так и то, что было помещено от имени униатской церкви в прессе — писали сами немцы без участия митрополита ШЕПТИЦКОГО. Если же такие славословия и противосоветские выпады исходили от духовенства, то это было результатом насилия со стороны немцев, а отнюдь не — их доброй воли. КОТИВ при этом бросил реплику, что "конечно, кое в чем и мы повинны перед Советской властью", за что архиепископ СЛЕПОЙ бросил на него довольно многозначительный, недовольный взгляд.

По дороге из Облисполкома, как потом мне неофициально рассказывал об этом сам КОТИВ, архиепископ СЛЕПОЙ упрекнул его за эту реплику.

В этой же беседе СЛЕПОЙ, а особенно КОТИВ подчеркивали, что митрополит ШЕПТИЦКИЙ подробно объяснит положение греко-католической церкви и свое лично в период оккупации, чему он — митрополит будет очень рад. Этим самым рассеется, возможно, существующее у Советской власти предубеждение в отношении греко- католической церкви и митрополита ШЕПТИЦКОГО.

На этом беседа с представителями ШЕПТИЦКОГО — архиепископом СЛЕПЫМ и КОТИВЫМ была закончена.

Следует особо сказать несколько слов о КОТИВЕ. Когда я предъявил в начале беседы свое удостоверение архиепископу СЛЕПОМУ, как старшему, КОТИВ, не ожидая пока СЛЕПОЙ прочтет его, властным жестом взял удостоверение из его рук, сперва прочел его сам, а затем передал СЛЕПОМУ. Из этого я сделал вывод, что подобного рода бестактный жест в отношении старшего по сану мог позволить себе только человек, который пользуется благоволением и доверием митрополита ШЕПТИЦКОГО. Впоследствии было установлено, что КОТИВ действительно является близким к митрополиту ШЕПТИЦКОМУ лицом — его секретарем, камердинером и доверенным. [...]

В тот же день КОТИВ сообщил мне через Облисполком, что митрополит ШЕПТИЦКИЙ просит посетить его 7 сентября в 6 час. вечера.

7 сентября в 5 час. 30 мин. КОТИВ явился в Облисполком, чтобы проводить меня к митрополиту ШЕПТИЦКОМУ. При этом он передал мне его просьбу, чтобы при нашей беседе присутствовали все епископы греко-католической церкви, проживающие во Львове, а также местный уполномоченный по делам религиозных культов. Я ответил КОТИВУ, что в этом нет необходимости, так как я не уполномочен устраивать какие-либо конференции, а имею намерение побеседовать пока только лично с митрополитом, как с главой греко-католической церкви. КОТИВ тут же заметил, что митрополит настаивать на этом не будет и ждет моего прибытия.

Выходя из здания Облисполкома, КОТИВ в приподнятом состоянии говорил мне, что митрополит ШЕПТИЦКИЙ очень рад визиту к нему представителя Советской власти и в знак уважения прислал за мной свой "фиакр". Действительно, старомодный зеленоватый фиакр, запряженный довольно упитанным митрополитанским мерином, стоял у подъезда Облисполкома. Под видом того, что мы можем запоздать к назначенному времени, я, поблагодарив КОТИВА за внимание, предложил ему поехать машиной Облисполкома.

По дороге в резиденцию митрополита ШЕПТИЦКОГО КОТИВ сообщил мне, что в "святом Юре" сегодня, в четверг, состоялся очередной собор духовенства греко-католической церкви г. Львова и тех, кто прибыл из сельских приходов, на котором митрополит выступил с яркой патриотической речью и с призывом к духовенству о поддержке Советской власти. По словам КОТИВА, на соборе присутствовало до 50 человек духовенства.

Так как в монастырь святого Юра мы прибыли на 10 минут раньше, я попросил КОТИВА показать мне собор и монастырский парк. Осмотрев собор и прилегавшую к дому ШЕПТИЦКОГО часть парка, ровно в 6 час. вечера мы зашли в приемную митрополита.

КОТИВ доложил ШЕПТИЦКОМУ о моем прибытии и церемонно раскрыл двери в его кабинет. Не без некоторого внутреннего нервного напряжения, но внешне спокойно, я зашел в кабинет.

Кабинет митрополита ШЕПТИЦКОГО — довольно просторная, светлая комната, устланная ковром, вся увешанная старинными иконами и картинами религиозного содержания. На заднем плане, посреди комнаты, стоит большой письменный стол, на котором в образцовом порядке разложены были книги, папки и бумаги. С правой стороны, к письменному столу был приставлен небольшой венский столик, за которым восседал в глубоком откидном кресле огромный старик, в черной опрятной сутане с белоснежным белым воротником.

На вид ШЕПТИЦКОМУ лет около 80. Белая, как лунь, длинная лопатистая борода, стриженный, глаза голубые, острые, юношески молодые. В бровях почти ни одного седого волоска.

При моем появлении в дверях митрополит ШЕПТИЦКИЙ, подняв кверху правую руку со скрюченными пальцами, встретил меня такими возгласами на украинском языке: "Вітаю, вітаю, вітаю" (приветствую, приветствую, приветствую). С радостью приветствую у себя представителя Советской власти".

Я подошел к столу, поклонившись, поздоровался со стариком и пожал его скрюченные, длинные, мертвенно-бледные пальцы.

"Прошу Вас садиться", — предложил ШЕПТИЦКИЙ.

Я сел в кресло и начал свою беседу с извинениями за то, что, не зная о его состоянии здоровья, позволил себе обеспокоить его вызовом. Репликой — "О, это не имеет значения, я рад приветствовать Вас у себя", — митрополит ШЕПТИЦКИЙ принял мое извинение и продолжал: "За все время существования Советской власти я, к сожалению, впервые имею честь принимать у себя ее представителя".

Назвав свое служебное положение (Врид. Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при СНК УССР), я коротко изложил ШЕПТИЦКОМУ цель своего визита, заявив ему, что в мою задачу входит выяснение положения греко-католической церкви в период немецкой оккупации, а также и к настоящему времени, после изгнания оккупантов. ШЕПТИЦКИЙ перебил меня и между нами произошел такой диалог, начатый им: "Я очень рад, г-н министр, вниманию и заботам Советской власти, что в такое тяжелое время войны Советское Правительство уделяет время положению церкви..."

Тут, в свою очередь, я вынужден был перебить ШЕПТИЦКОГО: "Прошу прощения, я не являюсь министром, и такой термин не употребляется в нашей советской государственной системе. Я только исполняющий обязанности Уполномоченного Совета по делам религиозных культов при правительстве Украины".
При этом я предъявил ШЕПТИЦКОМУ свое удостоверение, выданное СНК УССР.
Прочитав удостоверение, ШЕПТИЦКИЙ продолжал: "Это все равно, — Вы возглавляете на Украине институцию, ведающую делами религиозных культов, поэтому для меня Вы являетесь г-ном министром и позвольте мне Вас так называть".

Будучи смущен и несколько даже испуган таким неожиданным рангом, пожалованным мне ШЕПТИЦКИМ, я снова возразил ему, объяснив функции Совета и Уполномоченных по делам религиозных культов, упомянув также о Совете по делам русской православной церкви. При этом я подчеркнул, что эти органы ни в какой мере не являются чем-то похожим на министерство исповеданий, так как в нашей стране церковь, согласно Советской Конституции, отделена от государства.

"Все это не имеет значения, и Вы для меня являетесь г-ном министром", — резюмировал ШЕПТИЦКИЙ и далее — безостановочно, с большой экспрессией продолжал: "Я Вам сказал, что за весь период существования Советской власти я впервые вижу у себя ее представителя. Очень сожалею об этом. Отсутствие личной связи с представителями Советской власти мешало тому взаимному пониманию, какое необходимо, как для государственной власти, так и для церкви, существующей на ее территории. Быть может по этой причине Советская власть и сомневается в моем благожелательном к ней отношении".

Из этих последних слов я понял, что ШЕПТИЦКИЙ отвечал мне на мой упрек о славословиях униатов немецким оккупантам, который я сделал в беседе с архиепископом СЛЕПЫМ.

ШЕПТИЦКИЙ продолжал: "й все же этому я не удивляюсь. Вы должны были отдавать себе отчет в том, как я мог относиться к Советской власти до войны. Различные инсинуации до прихода Советов в Западную Украину о преследованиях религии, об истреблении духовенства, о закрытии церквей, распространяемые в газетах, рассказываемые очевидцами — людьми иногда серьезными и уважаемыми мною, все это не могло не отражаться и на мне лично. Наконец, такие же информации о положении церкви в Советах продолжали поступать ко мне и после того, как Советы пришли в Западную Украину, но на этот раз от людей, прибывавших из великой Украины. Они говорили, что там церкви закрыты, епископов не существует, духовенство выслано или разбежалось, — что мы могли думать при таком положении? Как мы могли относиться к Советской власти? Мы ожидали такого горя и для себя, но бог избавил нас от него, правда, ценой больших страданий, которые народ перенес при немцах, но благодаря этим страданиям Советская власть переменила свое отношение к церкви, чему я очень рад и за что признателен Советской власти...".

ШЕПТИЦКИЙ на этом сделал паузу, воспользовавшись которой, я счел необходимым объяснить ему, что Советская власть, раз определив свое отношение к религиозным организациям декретом об отделении церкви от государства и признав, что религия является частным делом граждан, за все время своего существования не меняла и не меняет своего принципиального отношения к церкви. Иное дело, что некоторые церковники раньше, другие позже, третьи только с началом или в условиях войны прекратили противосоветское политиканство, с которым Советская власть вела и будет вести борьбу, и стали на религиозно-патриотический путь. Поэтому всем таким религиозным организациям предоставлена полная свобода удовлетворения своих религиозных потребностей в той мере, в какой предусматривает это Советская Конституция. Что это именно так, я привел митрополиту ШЕПТИЦКОМУ историю борьбы реакционно-монархических элементов во главе с патриархом Тихоном против Советской власти в начале революции и в период изъятия церковных ценностей в пользу голодающих. Рассказал также историю борьбы и разгрома автокефальной церкви на Украине, возглавлявшейся митрополитом Василием ЛИПКОВСКИМ в период 1921—1929 гг., которая, по существу, являлась политической контрреволюционной петлюровской организацией и сама признала это на своем соборе в 1929 году в г. Киеве.

"Я понимаю все это, — продолжал ШЕПТИЦКИЙ, — и оправдываю Советы в их борьбе с монархическим православием. Слышал также, что и автокефалисты-самосвяты политиканствовали. Все это достойно сожаления, ибо там, где церковь теряет вселенскость — нет церкви. Наша церковь держится на идее вселенскости и, исходя из этой идеи, я попытался было объединить православную церковь на Украине с греко-католической, но те же политиканствующие епископы, знаете, что они мне ответили? Покойный митрополит Алексей ГРОМАДСКИЙ, видите ли, вообще приписал разобщение между церквами гармонии божественного провидения, а о таких людях, как СИКОРСКИЙ, и говорить нечего, хотя я и не ставил себе целью объединение с его политиканской юрисдикцией".

Я ответил ШЕПТИЦКОМУ, что об этой его акции мне известно, но, по моему мнению, она безнадежно неосуществима.

"Но почему Вы думаете, что она неосуществима? — с азартом воскликнул ШЕПТИЦКИЙ, — эта акция не удалась мне, но пройдет 20—30 лет и Вы, т. е. Советы, осуществите ее сами".

Я улыбнулся на это и заметил, что мы не вмешиваемся во внутренние дела церкви, и объединение церквей вряд ли когда-нибудь будет входить в планы Советской власти, отделившей церковь от государства и считающей религию частным делом граждан.

"Но ведь Вы же объединили народы России, объединили украинский и русский народы. Почему бы не укрепить это объединение и по линии религиозной? Воссоединение украинского народа Западных областей с великой Украиной было бы только тогда органическим, когда бы украинцы были объединены и религиозно. Вот почему я думаю, что через 20—30 лет Вы сами это сделаете. Но почему Вы считаете, что это дело неосуществимо?" — настаивал ШЕПТИЦКИЙ.

Я ответил ШЕПТИЦКОМУ, что боюсь, как бы мое откровенное мнение по этому вопросу не вызвало бы у него чувства горечи.

"Тем более меня интересует Ваш ответ на этот вопрос. Горькая правда меня не оскорбит, а неправильное толкование Вами этого вопроса я отнесу только к Вашей неосведомленности, как человека нерелигиозного — не так ли?" — спросил ШЕПТИЦКИЙ.

Я заметил, что действительно являюсь человеком не механически, а сознательно нерелигиозным, воспитанным на философии диалектического материализма, хотя принадлежу к тому поколению, которое начало свою жизнь с молитвы "Отче наш". Именно поэтому мой ответ, подчеркнул я, хоть и будет горьким, но зато он будет объективным и, по моему мнению, правильным. Я также подчеркнул ШЕПТИЦКОМУ, что по этому вопросу высказываю свое мнение, как украинец — частный человек, а не как представитель власти.

"Меня очень увлекает наша непривычная для меня дискуссия, и я слушаю Вас с удовольствием", — поощрял меня ШЕПТИЦКИЙ.

Сущность моего ответа по затронутому вопросу сводилась к тому, что объединение между православной церковью на великой Украине и греко-католической церковью Западной Украины под главенством Папы Римского не может быть осуществимо по той причине, что наш верующий народ воспитан на религиозно-патриотических традициях митрополита Петра МОГИЛЫ, который боролся с унией, как с изменой народу и православию. Верующие Западной Украины воспитывались на традициях митрополита Михаила РОГОЗЫ, продавшего православие католицизму и полякам. Поэтому какое бы то ни было объединение этих церквей, возможно только, как возвращение униатов в юрисдикцию православия, но отнюдь не наоборот.

Советская власть органически воссоединила украинский народ великой Украины и Западной Украины, но никакого объединения у нас, воспитанных на патриотических традициях Богдана ХМЕЛЬНИЦКОГО, с теми элементами, которые воспитаны в духе изменника Ивана МАЗЕПЫ, быть не может. Кстати сказать, в Западной Украине, как это я видел уже теперь, в оккупационных учреждениях, везде стояли бюсты МАЗЕПЫ. (Такой бюст до сих пор стоит в кабинете Уполномоченного по делам религиозных культов Львовского Облисполкома). Эпигоны Ивана МАЗЕПЫ, пытавшегося продать Украину шведам, в наше время стали ландскнехтами и агентурой немецких оккупантов и вместе с ними уничтожали украинский народ, пытаясь поработить его. Нас спас только союз с братским русским народом, с которым воссоединил Украину Богдан ХМЕЛЬНИЦКИЙ, а Советская власть сделала этот союз между украинцами и русскими идейно-органическим. Без этого братского союза, как это должно быть очевидным теперь для всех здравомыслящих людей, Украина была бы в рабстве немецких оккупантов.

"О, для этих горьких слов Вы имеете все основания (Ви маете повну рацію)", - ответил мне ШЕПТИЦКИЙ, и далее с увлечением продолжал: "Я приветствую братский союз между украинцами и русскими, я люблю русский народ, люблю его литературу, знаю ее, знаю лучших представителей русской интеллигенции. Братский союз и единение между украинцами и русскими стало теперь силой, объединяющей всех славян в борьбе с немцами. На немцев многие украинцы возлагали большие надежды, но обманулись в этом, ибо немцы стали не те. Это немцы не ГЕТЕ, дети не тех лучших представителей немецкой нации, которые создали немецкую философию, культуру. Это люди, воспитанные на "Майн Кампф" Гитлера.

У меня был Андрей МЕЛЬНИК в начале оккупации — приносил подписать меморандум Гитлеру об облегчении положения украинского народа. Я подписал этот меморандум, но сказал МЕЛЬНИКУ, что от Гитлера пусть он ничего хорошего не ждет, потому что теперь ясно, что вся его политика содержится в его "Майн Кампф". Эту политику он проводит последовательно и жестоко везде, в том числе и на Украине.

Немцы подсылали своих людей и ко мне, подсылали тех немцев, которые служили в "Сичевых стрельцах", в "УГА" и хорошо владели украинским языком. Были у меня КОХ, ВЕХТЕР, БИЗАНЦ. Я не церемонился с ними и прямо упрекал их в том, что они относятся к народу, как к скоту, как к военной добыче, а знаете, что они мне отвечали? — они упрекали меня в том, как это я — потомственный аристократ, граф, забыл долг вежливости и на их "вежливость" отвечаю невежливыми упреками. Хороша их вежливость! Я бы очень хотел, чтобы Вы незримо тогда присутствовали при моем разговоре с этими немцами, — Вы бы увидели мое действительное к ним отношение.

Вы, очевидно, читали послания, напечатанные в газетах за моей подписью с призывами молиться за немцев и поддерживать их. Вы думаете, я их писал? Ничего этого не было. Вот, пожалуйста, газета "Українські щоденні вісті" от 5.7.[19]41 г., в ней напечатано "Слово митрополита к духовенству и верующим архиепархии" за моей подписью. Я не писал такого воззвания. Вы можете мне не поверить, но прошу Вас обратить внимание: здесь внизу обращения написано: "С архи¬епархиальных ведомостей за июль месяц 1941 года" — проверьте, пожалуйста, — этих архиепархиальных ведомостей и в природе нет. Вообще же эти немцы писали то, что находили для себя нужным, а не то, что хотели люди.

Я благодарю господа, что все это теперь прошло. Я искренне рад, что Советская власть освободила нас от этих немцев, и об этой радости и об обязанностях, вытекающих из нее, говорил и говорю верующим и духовенству. Не далее, как сегодня у меня состоялся собор местного духовенства и некоторых приезжих. Такие соборы у меня бывают каждый четверг. Так вот, я поучал их, как нужно быть благодарным и покорным Советской власти, ниспосланной нам богом, и духовенство с искренностью воспринимало и воспринимает мои поучения.

Я надеюсь, что Советская власть ничем теперь не возбудит нашего к ней недовольства и будет внимательна к нуждам верующих, хотя в этом вопросе здесь, во Львове, и не все идет гладко. Взять хотя бы вопрос о больнице по ул. Петра СКАРГИ. Не потому, что это больница моего имени, но местная власть хочет из нее сделать поликлинику для ответственных работников Обкома и Облисполкома, т. е., видимо, для 30—35 человек. Между тем, там лечится до 100 человек больных, а в каплице, которую хотят закрыть, за полгода говело до 4.000 человек. Неужели нельзя для поликлиники ответственных работников подыскать другое помещение? Или такой вопрос — монахиням, работающим в больницах и госпиталях, запрещено во время работы носить монашеское одеяние, а между тем монашеский устав не разрешает снимать его. Такое распоряжение равносильно запрещению монахиням работать в больницах и госпиталях. Нужно ли это делать?".

Я предложил митрополиту ШЕПТИЦКОМУ по всем вопросам, которые вызывают его неудовлетворение, сноситься письменно или посылать своих представителей в Киев, где эти вопросы надлежащими инстанциями будут разрешаться объективно.

Время беседы с митрополитом затягивалось, поэтому, спросив ШЕПТИЦКОГО, не утомила ли его беседа, я выразил свое удовлетворение тем его отношением к Советской власти, какое он высказал. При этом я подчеркнул, что это его отношение явится основой взаимопонимания, которое исключит какие бы то ни было осложнения между греко-католической церковью и Советской властью, однако, я тут же заметил ему, что среди духовенства греко-католической церкви есть элементы, которые под церковным прикрытием проводят борьбу с Советской властью в лагере украинских националистов и, в частности, помогают бандеровским бандам.

"Я сомневаюсь в этом, но судите сами таких людей, и я их осужу, ибо бандеровщина — это вредное явление, с которым нужно бороться. Хотите — я пошлю своих священников в леса, чтобы они уговорили этих слепых людей прекратить борьбу с Советской властью и возвратиться к мирному труду. Не подумайте, что я хочу стать орденоносцем, но сделаю это потому, что считаю бандеровщину большим злом для народа", — сказал ШЕПТИЦКИЙ.

Я спросил, известно ли ему, что Правительство Украины еще весной этого года издало к бандеровцам т. н. УПА, а также к УНРА обращение, в котором призывало их прекратить борьбу с Советской властью и возвратиться по домам. Их заблуждения Советской властью будут прощены, и они могут мирно продолжать свой труд.

"А кто подписал это обращение?" — спросил ШЕПТИЦКИЙ.

Я ответил, что обращение подписано председателем Верховного Совета УССР тов. М.С. ГРЕЧУХА и председателем СНК УССР тов. Н.С. ХРУЩЕВЫМ.

"О, это очень и очень важно, и я приветствую это обращение, но учтите — если оно подписано не государственными мужами, а просто каким-либо органом Советской власти, тогда для людей Западной Украины это обращение не будет иметь значения, ибо у нас привыкли верить живым людям — представителям власти, а не органам ее. Я очень прошу Вас прислать мне это обращение для ознакомления, и я подумаю, что можно сделать для борьбы с бандеровским злом, которое усугубляет положение и без того исстрадавшегося народа".

Я попросил разрешения ШЕПТИЦКОГО задать ему нес¬колько конкретных вопросов (по плану), на что он, несмотря на явное утомление, охотно согласился. Я задал ему следующие вопросы:

1. Имел ли ШЕПТИЦКИЙ в период оккупации связь с Ватиканом и Папой Римским, и какие указания получал он из Рима об отношении к оккупантам.

2. Выступал ли ШЕПТИЦКИЙ, как глава христианской с протестом перед оккупантами против массового истребления ни в чем неповинного народа на захваченной немцами территории, когда и в какой форме.

3. Каково отношение ШЕПТИЦКОГО к бежавшим с оккупантами греко-католическим священникам, и будут ли применены к ним церковно-каноническое санкции.

На каждый из этих вопросов ШЕПТИЦКИЙ последовательно ответил так:

"С Ватиканом я имел связь, писал туда о том, что из себя представляют современные немцы. Особенно много писал своему епископу в Риме — БУЧКО. Все эти, как и многие другие документы, в том числе и меморандум к Гитлеру сохраняются в моем архиве. А надо Вам знать, что я очень увлекаюсь собиранием разных документов. Сожалею только, что они у меня в большом беспорядке. Так вот, связь с Римом у меня была, но из Рима я ничего не получал, за исключением какого-то не имеющего значения указания о браках. Я очень хотел бы, чтобы Вы прочли мои письма к епископу БУЧКО. Вы бы там нашли подтверждение моих слов о том, как я отношусь к немцам.

Выступал ли я, как глава христианской церкви перед оккупантами с протестом против истребления ни в чем неповинных людей? Конечно, выступал, протестовал, как я Вам уже говорил — в разговорах с КОХОМ, ВЕХТЕРОМ, БИЗАНЦЕМ и другими немцами, но это было гласом вопиющего в пустыне. Иные протесты, если бы я даже мог с ними выступать, они имели бы такие же последствия.

К священникам, которые бежали с оккупантами, я отношусь так, как военные начальники относятся к тем солдатам, которые покидают свой пост. Я издал распоряжение, запрещавшее священникам покидать свои приходы и бежать с немцами. Некоторые священники нарушили мой приказ, но я их исключил из своей иерархии, как нарушителей, и они теперь не являются моими священниками. Своего отношения к ним я не изменю, если бы они и возвратились обратно".

Во время пребывания во Львове, из материалов УНКГБ я узнал, что в дивизию "СС-Галиция" ШЕПТИЦКИМ были назначены в качестве духовников ряд униатских священников во главе с Василием ЛАБОЙ. Кроме того, известно, что ШЕПТИЦКИЙ будто благословлял дивизию "СС-Галиция" на борьбу с большевизмом. Я счел уместным задать ему в удобной форме об этом вопрос. ШЕПТИЦКИЙ ответил:

"Дивизию "СС-Галиция" я не благословлял на борьбу с большевизмом. Это был 1943 год, когда отношение к немцам было уже определенно отрицательное. Но священник Василий ЛАБА, который является другом полковника БИЗАНЦА, получил от него приглашение стать главным духовником дивизии. Его и некоторых других священников я благословлял, но не на борьбу с большевизмом, а на то, чтобы они своим пастырским словом облегчали страдания людей, насильно мобилизованных немцами".

И, наконец, на последний мой вопрос — проводит ли греко-католическая церковь какую-либо религиозно-патриотическую работу, ШЕПТИЦКИЙ ответил: "Конечно, проводит и будет проводить, но пока эта работа сводится к тому, что я лично, мои епископы и священники проповедуют верующим подчиняться Советской власти, богом нам данной, помогать ей во всем том, что не противоречит духу церковному. Было бы хорошо, если бы мы могли печатать в типографии свои послания, издавать свои архиепархиальные ведомости со статьями соответствующего содержания, но, к сожалению, у нас отобрали типографию. Материальной помощи, сколько-нибудь значительной, мы оказать стране пока не можем, так как наш народ и духовенство страшно обнищали, и к тому же мы не имеем советских денег, а злотые не обменивают в банках на рубли. О религиозно-патриотической деятельности православного духовенства мне известно, и этот его долг перед родиной я оправдываю".

В дальнейшем я кратко информировал ШЕПТИЦКОГО о предстоящей регистрации приходов, а также о порядке такой регистрации.

Беседа с ШЕПТИЦКИМ продолжалась больше двух часов.

Извинившись, что я утомил его такой длительной беседой, я поблагодарил ШЕПТИЦКОГО за радушный прием. С особо подчеркнутой приветливостью прощаясь со мной, ШЕПТИЦКИЙ сказал:

"Я очень рад нашей искренней беседе. 45 лет я являюсь митрополитом греко-католической церкви и впервые встречаюсь с украинцем из великой Украины, который не упрекал меня в том, что я являюсь каким-то раскольником, еретиком. До сих пор, когда ко мне приходили из Украины люди, а их было много, — они сперва выказывали мне знаки своего уважения и даже преклонения, но затем упрекали меня, говоря: "А все-таки Вы же еретик". С Вашей же стороны я вижу объективное к себе отношение. Тем более для меня это ценно, что Вы являетесь официальным представителем Советской власти. Я утешаю себя надеждой на то, что с Вами я беседую не в последний раз".

Я пожал протянутые скрюченные, мертвенно-бледные пальцы старика и вышел. Разговор с ШЕПТИЦКИМ происходил на украинском языке.

Провожал меня из квартиры ШЕПТИЦКОГО тот же КОТИВ. Когда мы выходили из приемной ШЕПТИЦКОГО, КОТИВ заметил: "За моей памяти владыка митрополит почти впервые так долго беседовал с гостем. Это знак особого к Вам уважения". Прогуливаясь со мной за оградой монастыря Святого Юра, КОТИВ рассказал, что он близкий человек к митрополиту ШЕПТИЦКОМУ, который и воспитал его.

В беседе со мной КОТИВ держался намеренно доверительного тона с тем, очевидно, чтобы расположить меня к себе. Я отвечал ему тем же. Как близкому человеку к митрополиту, я сказал КОТИВУ, что весьма тронут задушевным приемом и беседой его экселенции. Посоветовал КОТИВУ — в случае возникновения каких-либо конфликтов с местной властью, обращаться за окончательным решением вопросов в Киев. [...] Я приглашал его с такими вопросами приезжать в г. Киев лично, на что он охотно согласился.

Из беседы с митрополитом ШЕПТИЦКИМ я делаю следующие выводы:
1. Намеренно подчеркнутое радушие и любезность ШЕПТИЦКОГО, оказанные им при приеме представителя Советской власти, а также изъявление им своих просоветских настроений, — следует рассматривать не только как "знамение времени", но и как безусловный перелом, который вольно или невольно произошел в ШЕПТИЦКОМ в результате разочарования его в немцах, с одной стороны, и с другой — благодаря могуществу Советской власти и Красной Армии, разгромившей оккупантов. Этому также способствовала наша тактика в области церковной политики.

2. ШЕПТИЦКИЙ трезво оценивает политическое положение СССР и не надеется на какую-либо призрачную международную комбинацию в результате войны, при которой он мог бы очутиться вне советской территории. Он убежден в банкротстве украинских националистов и для него понятна вся бесперспективность их борьбы с Советской властью. Все это вместе взятое заставляет ШЕПТИЦКОГО, — не порывая моральной связи с украинскими националистами мельниковского типа, — демонстрировать перед нами свои просоветские настроения и искать контакта, вплоть даже до того, чтобы в удобной для себя форме приобщиться к борьбе с бандеровским движением, к которому он относится, безусловно, отрицательно.

3. В областях Западной Украины, где религиозность населения остается чрезвычайно повышенной и где господство униатов, при наличии подавляющего большинства униатских приходов, является главенствующим, авторитет митрополита ШЕПТИЦКОГО продолжает быть незыблемым.

Исходя из всех этих обстоятельств, нам следует изыскать форму, в которой можно было бы использовать ШЕПТИЦКОГО для укрепления нашего влияния в широких массах населения Западной Украины, а также для борьбы с бандеровским движением.

С точки зрения тактической, ШЕПТИЦКОГО не следует баловать частыми к нему визитами представителей власти. Однако, надо почаще, под тем или иным предлогом, вытягивать его представителей в г. Киев, где их удобнее будет обрабатывать, [...] с тем, чтобы подчинить униатскую церковь нашему влиянию.

Нашу тактику в довоенный период, исключавшую личный контакт с ШЕПТИЦКИМ, я считаю ошибочной.

ПОДПОЛКОВНИК ГОСУДАРСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
(Карин)


"___" сентября 1944 г.
г. Киев.

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB