obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Пт мар 29, 2024 12:34 am

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн авг 04, 2008 11:39 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Немецкие прагматики требуют украинского реализма

21 июля 2008 г. нашу страну впервые посетит бундесканцлер Ангела Меркель. Этот визит действительно является событием, поскольку уже почти восемь лет немецкие канцлеры не бывали в Украине.

В украинско-немецких отношениях 2004—2008 гг., как в зеркале, отражаются все проблемы отечественной внешней политики. Они прежде всего относятся к формированию сложных задач, на решение которых отводится минимум времени. Причем Украина имеет весьма смутное представление о том, с кем и каким образом эти задачи следует решать. Поучительной иллюстрацией этого тезиса является актуальность украинско-немецких отношений.

В последний раз в Киеве в декабре 2001 г. с кратковременным визитом остановился канцлер Герхард Шредер, который лично проконтролировал закрытие Чернобыльской атомной станции.

Затем в Украине начался период внутриполитической нестабильности, который негативно отразился на отечественной внешней политике в целом и, конечно, не мог не сказаться на украинско-немецких отношениях. В феврале 2004 г. скромные результаты дали пятые украинско-немецкие межправительственные консультации. Они проходили под аккомпанемент информационного скандала со слежкой за деятелями украинской оппозиции во время их пребывания в ФРГ.

Позднее предпринимались попытки перевести украинско-немецкий диалог на иной политический уровень. В мае 2004 г. был впервые проведен День Украины в бундестаге. Активизировалась работа межпарламентской группы сотрудничества. 24 ноября 2004 г. канцлер Герхард Шредер заявил, что Германия не признает легитимности второго тура президентских выборов в Украине.

Надежды на новое качество украинско-немецкого диалога появились в условиях «помаранчевых» событий. Однако «неприятности» продолжали преследовать украинско-немецкие отношения. Уже в феврале 2005 г. достоянием общественности стал скандал с махинациями при выдаче виз гражданам Украины в посольстве ФРГ. В результате коррупции в немецком консульстве в Киеве за несколько лет в Германии осели около 10 тысяч украинских нелегалов. Символично, что на парламентских слушаниях по поводу роли в этом процессе Федерального министерства иностранных дел Германии его руководитель Йошка Фишер оправдывался, используя тот аргумент, что украинцы, посещая ФРГ, настолько приобщились к европейским ценностям, что совершили ради них «помаранчевую» революцию. В итоге вместо упрощения визового режима с Германией граждане Украины получили несколько дополнительных посреднических фирм, которые делают свой полулегальный бизнес на получении шенгенских виз.

Наиболее оптимистические ожидания от диалога с Германией наблюдались в Украине в первой половине «постреволюционного» 2005-го. 9 февраля 2005 г. президент Ющенко выступил перед бундестагом. Были озвучены амбициозные планы европейской интеграции Украины, которые насторожили прагматичную немецкую элиту. Мнение о том, что украинцы много говорят и обещают, но мало делают в реальном реформировании своей страны, было подтверждено в мае 2005 г. Тогда снова состоялся День Украины в бундестаге. Однако содержательных практических результатов от этих мероприятий было мало. Стороны дальше деклараций не пошли.

В июле 2005 г. подоспел очередной скандал. На этот раз он был связан с обвинением украинскими правоохранительными органами посла Украины в ФРГ Сергея Фареника в незаконной торговле газом. Еще более громким получился развод «помаранчевой» команды и отставка в начале сентября 2005 г. правительства Юлии Тимошенко. Авторитета Украине в Германии эти события не добавили.

На украинскую политическую чехарду наложились досрочные выборы немецкого бундестага, которые прошли 18 сентября 2005 г. Причиной немецких досрочных выборов было то, что попытки социал-демократов и партии зеленых реформировать немецкое социальное рыночное хозяйство не нашли понимания ни в среде оппозиции, ни среди избирателей. По итогам голосования бундесбюргеров оказалось, что ни социал-демократы с партией зеленых, ни христианские демократы со свободными демократами не могут создать новую стабильную правящую коалицию. Поэтому понадобилось около месяца, чтобы социал-демократы и христианские демократы во имя национальных интересов Германии договорились о формировании «большой» коалиции. Ее возглавила лидер христианских демократов Ангела Меркель. Украинская элита сразу возложила на нее огромные надежды.

16 ноября 2005 г. на парламентских слушаниях «Сотрудничество Украины и Германии на пути Украины в ЕС» в ВР высказывались сомнительные прогнозы относительно того, что новый канцлер Ангела Меркель будет проводить менее «русофильскую политику». В декабре 2005 г. новым послом Украины в ФРГ стал Игорь Долгов.

Уже в феврале 2006 г., то есть после первой украинско-российской «газовой войны», министр иностранных дел Германии социал-демократ Франк-Вальтер Штайнмайер откровенно выразил озабоченность политической нестабильностью в Украине. Попытки украинской стороны переложить ответственность за угрозу поставкам газа в Европу на «Газпром» провалились. В Германии это никого не удивило, поскольку «Газпром» давно протоптал дорожку к сердцам немецкой экономической и политической элиты. Скоро экс-канцлер Герхард Шредер (несмотря на протесты бывших партнеров по коалиции из партии зеленых) официально возглавил Балтийский газотранспортный консорциум.

В апреле 2006 г. на встрече с Владимиром Путиным в Томске Ангела Меркель заявила, что ЕС не справится со вступлением Украины. Несмотря на полученный немецкий сигнал, еврооптимизм оставался квазирелигией украинской элиты. Предпринимались лихорадочные попытки сформировать проукраинскую группу влияния в среде немецкой элиты. Экс-посол ФРГ в Украине Дитмар Штюдеманн даже был временно назначен внештатным советником Президента Украины. Однако «коалициада», которая настала после мартовских 2006 года парламентских выборов, снова показала, что украинская политическая элита недоговороспособна как во внутренней, так и во внешней политике.

Уже после формирования «антикризисной коалиции» во главе с Виктором Януковичем в июле 2006 г. новым немецким послом в Украине стал кадровый «советолог» Райнхард Шефферс. Он начинал карьеру еще в посольстве ФРГ в СССР, поэтому были надежды, что теоретическое знание постсоветских реалий поможет ему продвигать немецкие интересы в Украине. Однако ради этих интересов канцлер Ангела Меркель не спешила с неподготовленным визитом в Киев.

3—4 октября 2006 г. президент Ющенко посетил Берлин с рабочим визитом, где получил премию «Квадрига» за прошлые заслуги времен «помаранчевой» революции. Однако канцлер Ангела Меркель тогда не нашла времени на личную встречу. Это было недобрым сигналом перед началом председательства Германии в ЕС в первом полугодии 2007 г.

Наихудшие ожидания подтвердил официальный визит Виктора Ющенко в ФРГ 8—10 февраля 2007 г. Стратегический прорыв на немецком направлении Украина сделать так и не смогла. После того как 27—28 февраля 2007 г. в Берлине побывал премьер-министр Виктор Янукович, немецкой стороне стало ясно, что разногласия внутри исполнительной власти Украины вряд ли будут содействовать расцвету германско-украинского сотрудничества. 1 апреля 2007 г. был подписан первый «исторический» указ о роспуске ВР, затем последовали новые подобные указы. Не дождавшись решения парализованного Конституционного Суда по поводу роспуска парламента, Украина снова погрузилась в избирательную лихорадку.

После досрочных парламентских выборов 30 сентября 2007 г. и смены правительства позитивных «подвижек» в украинско-немецких отношениях снова не последовало. Наоборот, в феврале 2008 г. министр иностранных дел Украины В. Огрызко в Берлине пояснял причины очередной «газовой войны» с «Газпромом».

Через месяц после московской встречи с Владимиром Путиным Ангела Меркель выступила с заявлением о несвоевременности предоставления Украине и Грузии статуса стран, которые выполняют план действий по подготовке к членству в НАТО. Ибо ни Киев, ни Тбилиси, по мнению Берлина, не готовы к такому испытанию. Эту же позицию ФРГ продемонстрировала на апрельском саммите НАТО в Бухаресте.

Моментально президентом Ющенко были сделаны эмоциональные оргвыводы, и посол Игорь Долгов был досрочно отозван из Берлина. Германия также поменяла своего посла в Киеве. Райнхард Шефферс, который в одном из интервью с сожалением констатировал, что его готовность вести постоянный диалог с представителями украинских министерств и ведомств по всему кругу вопросов себя не оправдала, чем фактически расписался в невозможности улучшить двусторонние отношения. Оказалось, что украинские политики больше внимания уделяют внутренним политическим играм, нежели решению актуальных проблем украинско-немецкого сотрудничества. В итоге Шефферс в начале июля 2008 г. отбыл с дипломатической миссией в Париж, а ему на смену прибыл немецкий консул в Нью-Йорке Ганс-Юрген Гаймсот.

Но причины проблем в украинско-немецких отношениях состоят не в кадровом обеспечении дипломатической службы. Они — в перманентном украинском внутриполитическом кризисе, которому не видно конца. Если за последние пять лет в ФРГ сменился только один состав бундестага и одно правительство, то в Украине произошла ротация двух составов парламента (причем один ушел в историю досрочно) и сейчас работает четвертый состав правительства. В таких условиях преемственность состоит только в украинской традиции по несколько раз подряд наступать на одни и те же грабли.

Ярким контрастным примером на этом фоне являются германско-российские отношения. 5 июня 2008 г. Ангела Меркель приняла в Берлине новоизбранного президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. Обе стороны подтвердили готовность развивать и приумножать достижения в постоянном политическом диалоге и увеличивать объемы немецких инвестиций и товарооборот. Российский президент, находясь в Берлине, инициировал переговорный процесс относительно проблем европейской безопасности. Германия выдвинула свой проект абхазского урегулирования. Даже разногласия по отдельным международным проблемам не создают препятствий для развития российско-немецких торгово-экономических отношений. Наоборот — лишь стимулируют политиков к поиску компромиссов. Однако подобный механизм, к сожалению, не работает на примере украинско-немецких отношений.

Германия, имея в Украине разветвленную сеть политических фондов, постоянно держит руку на сбивчивом пульсе местной политической жизни. Регулярные аналитические доклады, поступающие в Берлин от этих фондов, свидетельствуют, что нужен микроскоп для рассмотрения позитивных перемен. Хотя Украина питает надежды получить ПДЧ НАТО в нынешнем декабре, есть все шансы, что очередное осеннее обострение хронического украинского внутриполитического кризиса этому помешает. Кроме того, немцы ожидают результата выборов президента США 4 ноября 2008 г. Если победит республиканец Джон Маккейн, то давление на «диссидентов» в НАТО по вопросу ПДЧ для Украины и Грузии станет беспрецедентным. В случае триумфа Барака Обамы американский прессинг по этой проблеме будет слабее, и в декабре 2008 г. это решение можно будет снова отложить до лучших времен.

На этом фоне первый визит Ангелы Меркель в Киев должен содействовать возрождению взаимопонимания между украинской и немецкой элитами.

В то же время визит немецкого канцлера означает: Германия сигнализирует, что она не готова, не выслушав позицию Украины (другой вопрос, есть ли такая позиция в условиях отсутствия согласия элит и народа по проблеме внешнеполитических приоритетов), использовать «украинский вопрос» в качестве разменной геополитической карты.

Украина пытается повторять российские ходы, которые вывели российско-немецкие отношения на столь высокий уровень. Однако Россия имеет в Германии активное и влиятельное лобби, чего нет у Украины.

Кроме того, торгово-экономический базис украинско-немецких отношений по всем параметрам уступает российско-немецкому базису. Сохраняется негативное для Украины сальдо в торговле с Германией. Мы импортируем из ФРГ больше, чем экспортируем. Хотя Германия остается главным европейским инвестором и кредитором Украины, констатация этого факта блекнет, если сравнить абсолютные показатели экономических отношений Германии с Россией и странами Центральной Европы.

Украинско-немецкое инвестиционное сотрудничество также сопровождают скандалы. Летом 2005-го обострился конфликт интересов вокруг инвестиций немецкого концерна RSJ Erste в предприятие «Крымский титан».

Наиболее успешным примером украинско-немецкого инвестиционного сотрудничества являются инвестиции «Фольксвагена», который в Ужгороде построил завод по производству электронного оборудования для автомобилей.

Немецкий капитал проявляет повышенный интерес к сырьевым отраслям украинской экономики. Например, из почти 6 млрд. евро немецких инвестиций в украинскую экономику почти 40% приходится на сельское хозяйство. Однако сельскохозяйственное сотрудничество замкнулось на выращивании в Украине для Германии рапса под биодизель.

Активность в Украине проявляет немецкий банковский и страховой секторы. В мае 2008 г. было объявлено, что немецкий «Комерцбанк» купил за 600 млн. евро украинский банк «Форум». Другие важные для Украины экономические проекты развиваются менее успешно. В сентябре 2007 г. порт Южный посетил министр экономики Михаэль Глосс. Но цена и стратегическая неопределенность нефтепроводного проекта «Одесса — Броды — Гданск» немецких инвесторов отпугивает и проект пока остается наполненным не нефтью, а добрыми декларациями.

Если ситуация с сопровождением немецких инвестиций в украинскую экономику не изменится в лучшую сторону, говорить об очередном прорыве в создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС вряд ли придется. Поскольку наибольшая европейская экономика, которой является немецкая, просто не будет в этом по-настоящему заинтересована.

В то же время визит Ангелы Меркель в Киев проходит в условиях ухудшения отношений России с Западом, прежде всего — с США. Возвращаясь к диалогу на высшем уровне с Киевом, Германия демонстрирует Вашингтону готовность на определенных условиях отойти от прусско-саксонской традиции приоритетных связей с Россией.

На повестке дня немецкой дипломатии остается проблема проведения «многовекторной» политики на постсоветском пространстве. В свою очередь Россия заинтересована в выстраивании германо-центристского евразийского континентализма как противовеса американско-британскому атлантизму. Поэтому атлантисты последовательно противостоят российско-германского стратегическому союзу.

В итоге Германией поддерживаются альтернативные центры влияния на постсоветском пространстве, существование которых невозможно без Украины. Однако немецкая элита в условиях энергетической зависимости от России при любых обстоятельствах, скорее всего, не откажется от приоритетных отношений с Москвой. Кремлю пока удается убеждать немецкую элиту в том, что без России невозможно обеспечить безопасность Европы на длительный период.

Вероятно, Германия не будет форсировать процесс подготовки к подписанию уже на парижском саммите «Украина — ЕС» в сентябре 2008 г. нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евросоюзом. Украинские амбиции, направленные на получение статуса ассоциированного члена ЕС, пока не подкреплены успехами в адаптации европейских ценностей в украинской действительности. Тем более что Евросоюз благодаря недавнему ирландскому «нет» Лиссабонскому договору оказался в правовом тупике. Даже президент Германии Хорст Келлер, прежде чем подписать ратификационную грамоту, решил дождаться вердикта конституционного суда ФРГ по иску о соответствии Лиссабонского договора конституции ФРГ. Если Лиссабонский договор придется пересматривать, вопрос дальнейшего расширения ЕС будет отложен до греческих календ.

Созданный «Средиземноморский союз» и польско-шведская инициатива «Восточного партнерства» означают, что Евросоюз (повторяя исторический опыт Римской империи в ее отношениях с союзными варварскими племенами) реализует стратегию создания по периметру своих границ концентрических кругов соседей, а не потенциальных членов ЕС. Германия ведет речь о балканском расширении ЕС. И Украина в эти планы пока не вписывается.

Непростой обещает быть и ближайшая перспектива украинско-немецких отношений. В 2009 г. Германия войдет в очередной избирательный цикл. В сентябре 2009 г. состоятся очередные выборы в бундестаг. К тому времени президентская избирательная кампания накроет и Украину. Так что время — как самый драгоценный ресурс для развития двустороннего украинско-немецкого сотрудничества — снова будет потеряно.


Андрей МАРТЫНОВ

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB