obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Вт май 07, 2024 7:04 pm

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: Пн авг 11, 2008 2:02 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
Мысли вслух о ситуации в Грузии

Прошу прощения, но пост будет длинным - много мыслей накопилось... :)

Анализ ситуации в Грузии можно глобально разделить на три составляющих - внутренняя политика, внешняя политика и экономика. Первые две компоненты, помноженные на курс нынешнего правительства позволяют исключить из анализа социальные программы. Ну да обо всём по порядку...

Внутренняя политика

Во внутренней политике Грузии происходит систематическое подавление традиционных институтов и центров влияния. Власти Грузии систематически приучают людей к мысли, что целесообразность и мнение правительства стоят выше, чем закон и конституционные права. За взгляды, отличные от взглядов правительства ещё не сажают, но предателями и пособниками врагов людей, критикующих правительство, называют уже открыто. Люди ещё не машут флажками, но уже не так кривятся, когда им сообщают, что Роберт Стуруа, Нона Гаприндашвили, Софико Чиаурели, Отар Чиладзе, Отар Мегвинетухуцеси - пособники врага и, буквально, предатели Грузии. Зато штангисты, выразившие бурное одобрение президенту - настоящие патриоты. Не подумайте дурного, я отнюдь не утверждаю, что шахматисты и артисты умнее борцов и штангистов - мне одинаково дороги и те и те. Но как-то странно, что разделение такое ровное... И странно, что люди не морщатся, когда предателями называют тех, кто едва ли не больше всех сделал для пропаганды грузинской культуры в мире. Странно, что не вспоминают если не о заслугах этих людей, то хотя бы об их конституционном праве не быть оклеветанными.

Право

Так, отвечая на вопросы Инги Григолия в своём недавнем интервью, поясняя свои действия, президент практически вообще не ссылается на Конституцию Грузии - вместо этого речь идёт о критическом моменте, необходимости действий и т.д. Комментируя вопросы о правах людей и адекватности действий властей, как только речь заходит о конкретных действиях полиции президент настаивает, что полиция действовала в общем верно; как только же речь заходит о нарушении прав отдельных граждан, президент утверждает, что были отдельные конкретные инциденты, которые инициировалия действия в общем. Т.е. полиция действует в общем и глобально, но поводом к этим самым действиям может служить как раз любая мелочь. Кроме того, президент прямо заявил, что ТВ Имеди откроют тогда, когда оно перестанет быть оружием в руках Патаркацишвили. И это при том, что Имеди - частный канал и что цензура в стране запрещена.

Впрочем, линию на позиционирование себя над законом президент проводит давно. Тут можно привести массу примеров - это и демонстративное объявление российского генерала персоной нон-грата с требованием покинуть страну (это при том, что такой статус гражданину иностранного государства "выдаёт" МИД, а не президент); и роспуск президентом Агентства по свободной торговле и конкуренции (несмотря на то, что это в ведении парламента и правительства); и требования президента к судам и следствию строжайшим образом наказать людей, задержанных по делу об убийстве полицейского на ул.Леселидзе (это при том, что сам убийца не задержан, что суды независимы от президента и вина этих людей вообще ещё не установлена - но установка уже дана) и т.д. и т.п. Так что одно из двух - либо в стране выстроена вертикаль власти, напрямую подчиняющаяся президенту (в нарушение Конституции), либо президент систематически позиционирует себя над законом.

Не отстают и МВД со службой безопасности. Опубликованные данные прослушивания телефонных линий т.н. лидеров оппозиции, что бы там ни было в этих разговорах, напрямую нарушают конституционное право этих людей на тайну переписки, разговоров и т.д. Мало того, что по этим людям нет решения суда о том, что они виновны (что дало бы основания опубликовать доказательства) - против большинства из них вообще не заведено уголовных дел, т.е. с целью компрометации разглашены разговоры законопослушных граждан.

Примеров масса - суть одна и та же...


Традиции

Что касается традиционных ценностей грузинского общества и преемственности поколений, то тут также ситуация крайне неблагоприятная.

Президент открыто скептически высказывался касательно старой профессуры, академиков и т.д. Были закрыты или урезаны в правах многие традиционные институты - Академия наук, Союзы писателей, композиторов, театральных деятелей. Естественно, ничего из этого не идёт на пользу сохранению традиционных ценностей в государстве, развитию культуры в стране (для того, чтобы стать чем-то, нужно научиться у кого-то).

Помимо этого достаточно репрезентативен возраст правительства... Это, конечно, не проблема, когда президенту - 39, как не проблема, когда премьер-министру - 37, или мэру Тбилиси - 32. Но вот когда и президенту - 39, и премьеру - 37, и мэру - 32...

Президент:
39 (Михаил Саакашвили)
Парламент:
спикер - 43 (Нино Бурджанадзе)
лидеры крупнейшей, т.е. президентской фракции:
46 (Майя Надирадзе)
29 (Давид Киркитадзе)
29 (Рати Самкурашвили)
29 (Вахтанг Балавадзе)
Правительство:
премьер-министр - 37 (Владимир Гургенидзе)
госминистр по координации реформ - 51 (Каха Бендукидзе)
госминистр по евроатлантической интеграции - 39 (Георгий Барамидзе)
министр иностранных дел - 40 (Гела Бежуашвили)
министр обороны - 29 (Давид Кезерашвили)
министр внутренних дел - 39 (Иванэ Мерабишвили)
госминистр по урегулированию конфликтов - 35 (Давид Бакрадзе)
министр по делам беженцев - 29 (Коба Субелиани)
министр финансов - 32 (Ника Гилаури)
министр экономического развития - 29 (Георгий Арвеладзе)
министр юстиции - 30 (Эка Ткешелашвили)
министр здравоохранения - 38 (Давид Ткешелашвили)
министр энергетики - 31 (Александр Хетагури)
министр сельского хозяйства - 33 (Петре Цискаришвили)
министр по вопросам защиты окружающей среды - 34 (Давид Чантладзе)
министр образования - 47 (Майя Миминошвили)
министр культуры - 34 (Георгий Габашвили)
Мэрия Тбилиси:
мэр Тбилиси - 32 (Гиги Угулава)
вице-мэр Тбилиси - 35 (Мамука Ахвледиани)
заместитель мэра - 35 (Георгий Меладзе)
заместитель мэра - 32 (Давид Алавидзе)
Совет национальной безопасности Грузии - это президент, спикер, премьер-министр, министры иностранных и внутренних дел, обороны, финансов и советник президента Константин Кемулария. Соответственно, это - 39, 43, 37, 40, 39, 29, 32 и 53.


Одно из двух: либо мы - нация вундеркиндов, либо, простите, живём в пионерском лагере...


часть II

Внешняя политика и конфликты

Что касется внешней политики Грузии, то она просто неотделима от решения замороженных конфликтов и восстановления территориальной целостности государства. Но, чтобы понять реальное положение дел, на мой взгляд, следует проанализировать глобальную расстановку сил и интересы крупнейших игроков, т.к. в данном случае решение вопроса зависит далеко не только от Грузии (объяснение почему см. в части Локальные конфликты).

Фактически, на грузинской арене три основных игрока - Грузия, Россия и США/ЕС. И интересы США, и интересы ЕС пересекаются под крышей блока НАТО - будучи партнёрами в плане глобальной безопасности, они должны способствовать интересам друг друга. Поэтому не нужно питать иллюзий о том, что Франция, мол, хочет, а США - нет, т.к. пока интересы США и Франции не противоречат друг другу, что хорошо для одного, хорошо и для другого.

Сразу оговорюсь, что я не буду рассматривать частично эмоциональные истоки начала 90-х, а буду рассматривать только(!) Россию Путина и США/ЕС после 11 сентября. Также оговорюсь, что мне кажется алогичным и безрезультатным рассматривать эмоциональные факторы в действиях РФ Путина - современная Россия представляется мне вполне рациональным, прагматичным государством.

Диспозиция

Интересы Грузии заключаются в (а) сохранении территориальной целостности страны и (б) возможности государства проводить максимально независимую внешнюю политику, т.е. руководствоваться прежде всего своими собственными потребностями. Подчеркну, что вопрос сохранения территориальной целостности в данном случае для Грузии важнейший во внешней политике.

Интересы США/ЕС, на мой взгляд, разбиваются на два фактора - собственно американский, т.е. тактико-стратегический, и европейский, т.е. экономический...

... Интересы собственно США, по-моему, лежат в плоскости географического положения Грузии и близости к российской границе. Естественно, что учитывая размеры РФ, а также невхождение (даже потенциальное) РФ в блок НАТО, последний заинтересован в том, чтобы получить стратегическое превосходство и Кавказ для этого - едва ли не идеальный плацдарм с военной точки зрения.

... Интересы ЕС, как мне представляется, очевидны - Европа давно и определённо идёт к диверсификации поставок энергоносителей, поскольку пока что Россия имеет огромные рычаги контроля de facto за энергосистемами ЕС. Тактически это не представляет угрозы, т.к. страны сосуществуют мирно, но стратегический дисбаланс очевиден. Будучи крупнейшим игроком в мире и союзником ЕС, США, естественно, просто лоббируют интересы ЕС в данном направлении.

... Следовательно, интересы США/ЕС заключаются в (а) получении транспортного коридора для каспийских ресурсов и (б) стратегическом плацдарме на Кавказе. На мой взгляд, экономический фактор должен превалировать - современные США тратят $200 млн. в сутки(!) за контроль над нефтью на Ближнем Востоке.

Интересы России заключаются в противодействии реализации экономических интересов Европы, т.е. максимально долгом поддержании ЕС на энергетическом поводке. И это тем более жизненно важно, что экспорт ресурсов является основой современного благосостояния РФ. С военной точки зрения Грузия не представляет собой особой ценности, т.к. как плацдарм для вооружённых сил РФ она бессмысленна (Россия не может угрожать блоку НАТО с территории Грузии), а для позиционирования сил НАТО в случае отсутствия Грузии есть ещё Азербайджан, Армения, да и от Турции до РФ через нероссийский(!) Кавказ рукой подать...

... Следовательно, интересы России заключаются в (а) максимальном сдерживании транспорта энергоносителей в Европу и (б) в возможном сдерживании продвижения НАТО к границам РФ. Впрочем, последнее уже не столь актуально именно для Грузии.


Таким образом, что касается интересов глобальных игроков, то у ЕС/США они непосредственные, а у России - косвенные. Не имея прямой заинтересованности в Грузии Россия играет на противодействие реализации интересов ЕС/США.


Каспийские ресурсы

Транспортный коридор для каспийских ресурсов может быть проложен по трём возможным маршрутам:
Азербайджан-Грузия-...,
Азербайджан-Армения-Турция-...,
Иран-Турция-...

[img]http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8d/Caspianseamap.png/598px-Caspianseamap.png
[/img]

Интерсы России, на мой взгляд, заключались и заключаются в максимальной реализации стратегии сдерживания транспорта энергоносителей, реализовываемой по двум направлениям:
1) сдерживание создания кавказского коридора путём максимальной дестабилизации Грузии и сателлитного положения Армении;
2) сдерживание создания ближневосточного коридора путём блокирования любых санкций по отношению к Ирану.

Иранский коридор не может быть создан при непосредственном участии Ирана, т.к. Иран испытывает явно враждебные настроения по отношению к ЕС/США. Остаётся вариант реализации иракского сценария и транзита ресурсов через территорию, контролируемую военной администрацией США, но это упирается в блокирование Россией любых решений по Ирану с Совете Безопасности ООН.

Кавказский коридор блокируется Россией по двум направлениям:
- сателлитное положение Армении и её негативные отношения с Турцией и Азербайджаном исключают возможность создания коридора Азербайджан-Армения-Турция-;
- дестабилизация ситуации в Грузии и конфликтные регионы затрудняют создание коридора Азербайджан-Грузия-.

Таким образом, что касается Кавказа, то тут ситуация диаметрально противоположна: Россия активно и эффективно реализует стратегию сдерживания, а США/ЕС должны что-то противопоставлять этой стратегии.

Но, с прокладкой грузинского коридора (несмотря на нестабильность), интересы игроков несколько меняются... Для США/ЕС это - стабилизация положения вокруг "трубы". Для России - либо ликвидация "трубы", либо выход из положения с минимальными "повреждениями".


Локальные конфликты

Что касается локальных конфликтов в Грузии, то они служат побочным фактором для реализации интересов крупных игроков - ни для кого кроме Грузии это не имеет первостепенного значения.

Изображение

Наибольший интерес тут представляет положение основного игрока - России. Если Россия не может ликвидировать "трубу", то... для неё нет смысла поддерживать ситуацию в таком состоянии. Т.е. ни Армения в качестве сателлита, ни Абхазия или Южная Осетия России не нужны. Почему второе? Потому что это вызывает к жизни несколько факторов риска:
1) в Черкессии и Кабарде - постольку, поскольку независимость абхазов вызывает вопросы остальных адыгейских народов;
2) в Северной Осетии - по той же причине, но этот регион более спокоен и склонен войти в состав РФ;
3) наконец, в Чечне - самый нестабильный регион федерации вряд ли станет более стабильным, если слабо контролируемая южная граница окажется границей с явно враждебным государством.

Не стоит забывать о том, что Россия - федеративное государство, т.е. намного менее монолитна, чем США или Франция, а Северный Кавказ в этом плане едва ли не самый проблемный регион федерации.

Таким образом, при невозможности блокировать "трубу" России было бы выгодней поддержать территориальную целостность Грузии, закрыв границу на Кавказе и сняв кавказский вопрос в целом. Кстати, полицейская операция Грузии в Абхазии, одобренная ЕС, дала бы России карт-бланш на любую операцию на Северном Кавказе. Единственное, что необходимо России как сверхдержаве - это сохранение лица при сворачивании абхазского и югоосетинского проектов.

Косвенно исход России с Кавказа подтверждается начавшимся после прокладки грузинского транспортного коридора дистанцированием РФ от Армении и взятым Арменией курсом на НАТО; непротивлением (активным) России курсу дискредитации российского миротворческого контингента, проводимому руководством Грузии; невмешательством РФ в проблему Кодори.

С другой стороны, есть Совет Безопасности ООН и нормы международного права. И нормами ООН является приоритет прав человека над территориальной целостностью государства. Поэтому вопрос об Абхазии может быть решён не в пользу Грузии, если последняя не может хотя бы зрительно гарантировать соблюдение прав человека.


К делу

В общем, позиционирование Грузии при раннем Саакашвили кажется очевидным: Грузия примыкает к лагерю США/ЕС, обеспечивает коридор каспийским ресурсам, а крупные игроки сами прикладывают усилия к решению вопроса регионов.

Что же происходит сейчас на самом деле?

Открытые высказывания Саакашвили против США/ЕС, мол <западные товарищи не в курсе того, что тут нужно делать>, открытое дистанцирование от США ставит под вопрос лояльность грузинских властей и, как следствие, безопасность коридора с одной стороны.

Продолжающаяся как минимум внешне антироссийская линия грузинских властей ставит под сомнение и переход России на сторону Грузии, тем более в смысле диалога с сепаратистами, проявляющими к РФ нарочитую лояльность.

Показательная трансляция разгона митинга по всем каналам ставит большие вопросы касательно линии грузинских дипломатов в ООН - дальнейший диалог с позиции "правовое государство против неправового сепаратистского режима" практически невозможен, т.к. вопросы в Совбезе будут задавать не мэру тбилиси или заместителю генпрокурора Грузии, а собственным или независимым юристам (максимум - избитому грузинскими полицейскими омбудсмену Грузии) и соответствие будут искать между действиями грузинского правительства и не мыслями президента о целесообразности, а Конституцией Грузии.

В общем, тут налицо и курс на международную изоляцию, и отдаление решения проблем с регионами...


часть III

Сообщение stigma 28.11.2007, 15:27
Выводы (не окончательные)

Всё вышесказанное вызывает ощущение сумбура и противоречивости нынешней власти.

Но, кажется, не так всё просто. Сосредоточение власти в руках одной партии; создание имиджа непогрешимости руководства страны и взращивание идеи о том, что закон хорош настолько, насколько он соответствует мнению руководства Грузии (а если нет - можно его иногда преступать в угоду целесообразности); отторжение старых социальных институтов и превознесение молодёжи; официальный курс на сильное государство при постепенной политической самоизоляции; дистанцирование от достижения целей, официально объявленных краеугольными... Всё это является характерными признаками построения тоталитарного государства.

Трагедия в том, что такое государство просто не допустит решения собственных проблем - пока есть цель и народ готов к ней идти, руководство находится у власти, а вся партия власти - у кормушки. Не станет цели, вылезут наружу внутренние проблемы - партия власти эту самую власть потеряет... Сравните с Россией Путина, которая систематически и со вкусом подаёт своим гражданам внешние проблемы - пока они есть, граждане стерпят многое...


Моё решение?

Голос любому кандидату не от Национального движения. Почему? Потому что пока последние у власти, проблемы Грузии неизлечимы - они сами не дадут их излечить...


http://www.imitom.com/viewtopic.php?f=1 ... ead#unread

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Пн авг 11, 2008 2:16 am 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт ноя 17, 2006 6:30 pm
Сообщения: 8575
Откуда: Lemberg!
часть IV

Экономика

Наиболее сильным блоком в позициях нынешнего правительства Грузии кажется (и является) экономика. Однако, давайте рассмотрим экономические программы и мероприятия детальней...

Да, выполянются рекомендации международных орагнизаций по реформированию экономики. Но это нужно не только для укрепления экономики, но и для сохранения внешнего курса Грузии, т.к. поддержка со стороны США/ЕС следует только в случае продвижения по заданному плану. Есть позитивные сдвиги и в области общей организации труда, но они зачастую сопровождаются резким ухудшением социальной защищённости работников. В общем, реформы в экономике идут. Но, с другой стороны, при таком реформаторском курсе, имеем ряд совершенно странных явлений...

В энергетике диверсифицированы источники энергоносителей, но не сделано практически ничего для выработки собственной электроэнергии. И это при том, что Грузия предельно богата природными ресурсами для выработки и экспорта собственной электроэнергии – тут и постоянные сильные ветра, и обилие горных рек, и наличие морского побережья... Т.е. предприняты шаги к относительной энергетической независимости, но к реальной мы не продвинулись ни на шаг. Более того, важнейшие энергетические компании приватизированы и проданы... российским инвесторам (это при позиционировании РФ как внешнего врага-то! – см. часть II).

Странным выглядит и положение с транспортными магистралями. Да, многие дороги отремонтированы, но при этом магистральные артерии до сих пор однополосны! Т.е. при нормальных, отремонтированных дорогах в стране, реальная скорость передвижения по основным магистралям не поменялась. И это при том, что правительство уже третий год "строит" эти трассы...

Туристическая отрасль, акцент на развитии которой делает правительство, вообще полна противоречий: но инфраструктуру правительство развивает в одном регионе (Сванети), а туристические центры открывает в другом (Кахети – Сигнаги). Т.е. регионы в которых развивали инфраструктуру остаются без развитых узловых центров, а центры строятся наоборот, в регионах где инфраструктура не развита. При этом стройки летних туристических объектов сдаются ударными темпами... к зиме. Лично мне это кажется не заботой о развитии туристической отрасли, а банальной показухой, работой на публику и избирательную компанию.

Наконец, приватизация... Приватизирована и продана большая часть объектов в стране, куда пущены деньги от их продажи? Закрыты социальные дыры? Развит хоть один сектор экономики? Да, укреплена армия, но армия не генерирует никакой прибыли и является дотационной по сути своей. А ведь приватизация – акция одноразовая и проев полученные деньги остаёшься и без денег, и без источника...

Кроме того, за последние годы потерян крупнейший рынок сбыта вин, подавляющая часть товаров промышленного производства и огромная часть пищевых продуктов на рынке – импортная, а на украинском рынке (потенциальный крупнейший рынок сбыта в отсутствие России) – засилие эквадорских мандаринов и молдавских вин.

В общем, если не впадать в патетику новых домов, голубых стёкол и гордо реющих флагов, то не так всё радужно как подаётся...

_________________
Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!

А. Розенбаум


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB