РАСПАД США-2010: СТРАТЕГИЯ КИТАЯ
Высшее китайское руководство сейчас ведет разработку различных моделей действий Китая, связанных с усилением глобального финансового кризиса. Вариант того, что в ноябре 2009 года в Соединённых Штатах возможна гражданская война и крах доллара, а затем летом 2010 года – дезинтеграция США на 6 частей - рассматривается. Пока его вероятность оценивается не выше 25%. Тем не менее, ведущие китайские аналитики начали концептуальную разработку модели стратегии Китая в случае краха доллара и распада США.
Эти потенциальные внешние вызовы потребуют от Китая определенной коррекции принятой им стратегии действий на международной арене и действий по использованию появившихся возможностей для сохранения внутриполитической и социально-экономической стабильности, а также усиления своего влияния в мире. Китай должен помнить и об исторических уроках 19 века.
Основные направления стратегии Китая (авторский подход).
1.Российско-китайский стратегический союз (Большая Евразийская двойка).
Автор убежден в том, что стабильность и процветание Китая в 21 веке могут быть обеспечены только в условиях стратегического союза с Россией. Именно Россия является для Китая стратегическим союзником и партнером. Именно СССР помог Китаю в 20 веке избежать повторения геноцида китайского народа 19 века.
Печален опыт геноцида китайского народа в 19 веке, который, скорее всего, был первым в истории человечества. Ведь мощная китайская империя (ее население было тогда около 500 миллионов человек) потерпела сокрушительное поражение в Опиумных войнах. Лишь через 150 лет, при поддержке СССР, Китай восстановил численность населения, которая была до Опиумных войн. Наркотики были специальным британским оружием массового уничтожения населения Китая. Этот печальный исторический опыт не должен повториться. Напомним о том, что Великобритания была главным продавцом наркотиков 19 века. Попытки китайского правительства противодействовать продаже британцами наркотиков завершились иностранной интервенцией. Продажа наркотиков была важнейшей частью формирования бюджета Британской империи. О морали и нравственности в Лондоне и не думали. Ослабление китайской империи началось после Первой опиумной войны, развязанной против Китая Великобританией, Францией и США. Затем началась гражданская война (1851-1864 г.г.), которой способствовали интервенты. Ведь им нужно было обеспечить продажу наркотиков в обмен на реальные товары.
Напомним о том, что интервенты использовали гражданскую войну в своих целях (как и в России 20 века). 24-25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, по которому китайское правительство согласилось выплатить Англии и Франции 8 миллионов лянов контрибуции, открыть для иностранной торговли Тяньцзинь, разрешить использовать китайцев в качестве рабочей силы (кули) в колониях Англии и Франции.
В 1860 году оккупанты варварски разрушили Летний императорский дворец.Бесценное собрание фарфора и прочее содержимое дворца по приказу лорда Элджина было разграблено. Участвовавший в уничтожении Чарлз Джордж Гордон писал: «С трудом можно себе представить красоту и великолепие сожжённого нами дворца… Мы уничтожили, подобно вандалам, поместье столь ценное, что его не удалось бы восстановить и за четыре миллиона». Знаменитый французский писатель Виктор Гюго сравнил Британию и Францию с «двумя разбойниками, которые ворвались в музей, опустошили, разграбили и сожгли его, а затем со смехом ретировались вместе с мешками, набитыми сокровищами».
В последнее время резко усилились контакты между руководителями России и Китая (5 встреч на высшем уровне в 2007 году и 5 встреч - в 2008 году). Следует отметить, что цифра 5 является очень символичной – именно 5 мостов в Императорском дворце Пекина, именно цифра 5 является ключевой в концепции мировосприятия мира У-СИН. Начало работы 29 декабря 2008 года «Горячей линии» между руководителями министерств обороны России и Китая, является началом процесса более тесного военно-политического сотрудничества России и Китая по обеспечению стабильности в Евразии и мире. Следует укреплять механизм консультаций по вопросам стратегической стабильности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере. Третий раунд консультаций состоялся в ноябре 2008 года. Целесообразно провести в марте 2009 года очередной раунд, на котором обсудить вопросы совместных предложений по регулированию международных финансово-валютных отношений на апрельской встрече «20» в Лондоне. Речь должна идти о потенциальной опасности внезапной замены Доллара на Амеро и мерах по защите финансовых систем России и КНР от негативных последствий данного шага США. Также целесообразно рассмотреть вопросы постепенной продажи государственных бумаг США и создания новых финансовых институтов мира, со штаб-квартирой в Гонконге и Москве. Эти новые, российско-китайские финансовые институты должны стать основой стабильности новой системы международных экономических отношений. Китайская фабрика + российский интеллект должны взаимно интегрироваться. В последние годы существенно активизировалось торгово-экономическое и инвестиционное российско-китайское сотрудничество (более 40% роста). Следует предпринять усилия по Удвоению товарооборота в ближайшие два года. Активизировать информационно-культурные связи, дополнительный импульс которым будет придан в связи с проведением в 2009 году Года русского языка в Китае, а в 2010 году – Года китайского языка в России.Позиции Китая и России по принципиальным вопросам современного миропорядка и к основным международным проблемам совпадают или близки. Это создает уникальную возможность осуществлять совместное планирование внешнеполитических акций, направленных на обеспечение стабильности в мире.
2.Воссоединение Китая.
Стратегический союз с Россией позволит Китаю постепенно решить проблему единства страны. Задача воссоединения является главной внешнеполитической задачей КНР, о чем неоднократно говорилось на съездах правящей Коммунистической партии Китая.Позиция России по «тайваньскому вопросу» зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2001 года и состоит в том, что существует только один Китай, правительство КНР является единственным законным правительством, представляющим весь Китай, а Тайвань – неотъемлемая часть Китая.Распад США резко ускорит интеграционные процессы между КНР и Тайванем, которые начались в 2008 году. Новое государство ООН – Объединенный Китай, может стать реальностью уже 1 января 2011 года.
3.Тихоокеанское китайское Содружество – новая доктрина КНР.
В Китае есть прорывные инновационные регионы, локомотивы китайского технологического рывка, которые должны получить новые рынки сбыта.В 2010 году, сохраняя, свою внутриполитическую стабильность, Китай может приступить к формированию Тихоокеанского китайского содружества. В 2009 году начнется разработка новой идеологической доктрины КНР – Доктрины совместного Экономического Процветания стран Тихоокеанского региона на основе национально-духовных традиций (человеколюбие, справедливость, стабильность-порядок, здравый смысл, искренность-добросовестность).Австралия и Гавайи, включенные в орбиту влияния КНР после распада США, а также Гонконг могут и должны стать к 2012 году главными центрами международной деловой активности, центрами притяжения инвестиционных и инновационных потоков АТР и Латинской Америки.А).Гонконг – аккумуляция финансовых потоков стран АСЕАН. Б).Австралия – организации финансового взаимодействия со странами Британского Содружества и Персидского Залива.Г).Гавайи – координация инвестиционных и инновационных потоков с Латинской Америкой и Калифорнийской Республикой (во взаимодействии с Японией).
4. Доминирование Китая на Тихоокеанском побережье Америки.
В связи с формированием Тихоокеанского китайского содружества в 2010 году, Китай должен высказать свои пожелания Европейскому Союзу и России, как главным геополитическим игрокам после распада США, по поводу целесообразности своего доминирования на тихоокеанском побережье Америки. Китай, в рамках стратегического партнерства с Россией, заявит о законности возвращения Аляски в состав России. Китай не будет возражать против вхождения Атлантической Америки (зона Вашингтона и Нью-Йорка) в состав Европейского Союза. Вопросы перехода Гавайских островов под совместный протекторат Китая и Японии – предмет особых договоренностей с Японией.
5.Усиление влияния на Африканском континенте.
Распад США приведет к тому, что главный геополитический игрок мира перестанет существовать. Это может привести к определенному вакууму и социально-политической нестабильности на африканском континенте. Китаю целесообразно не допустить усиления других геополитических игроков в сфере своего африканского геополитического влияния. Поэтому потребуется предварительное согласование внешнеполитических целей КНР прежде всего с Францией.
6.Сохранение влияния Китая на Среднем Востоке и Южной Азии.
а). После вывода американских войск из Ирака, Китай должен восстановить свои экономические и геополитические позиции в Ираке. Китай может предложить Ираку вступить в ШОС, направить в страну миротворческий контингент.
б). Уход американских войск из Афганистана потребует определенной реакции Китая, для обеспечения безопасности и стабильности в Средней Азии. На территорию этой страны могут быть введены миротворческие силы ШОС, на основе российско-китайских воинских контингентов. Китай заинтересован в прекращении производства наркотиков на территории Афганистана, которое усилилось после ввода на территорию Афганистана американских войск.
в). Целесообразно резко активизировать экономическое сотрудничество со странами Южной Азии.
7.Активизация действий Китая в Латинской Америке.
Китайское правительство 5 ноября 2008 года в Пекине распространило "Документ о политике Китая в отношении Латинской Америки и Карибского бассейна", в котором указывается, что Китай с позитивным подходом рассматривает возможность подписать со странами Латинской Америки и Карибского бассейна или региональными интеграционными организациями соглашения о свободной торговле на основе взаимовыгоды и обоюдного выигрыша.В документе излагается план и намерение китайского правительства относительно активизации сотрудничества с государствами Латинской Америки и Карибского бассейна в торгово-экономической, финансовой, сельскохозяйственной отраслях, инфраструктурном строительстве, энергетике, таможенных вопросах, контроле за качеством товаров, туризме и т.д.Чтобы продвинуть торгово-экономическое сотрудничество, китайское правительство, с одной стороны, поощряет и поддерживает инвестиционную деятельность китайских предприятий в регионе в таких сферах, как обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, энергетика, освоение ресурсов полезных ископаемых, инфраструктура, отрасль услуг и т.д. С другой стороны, Китай также приветствует инвестирование латиноамериканских предприятий в экономику Китая.Одновременно, китайское правительство поддерживает сотрудничество и контакты монетарных ведомств и банковско-финансовых учреждений страны с соотстветствующими структурами Латинской Америки и Карибского бассейна.
Кроме того, китайское правительство намерено оказать странам Латинской Америки и Карибского бассейна посильную экономическую и техническую помощь без каких-либо политических условий.- В рамках реализации данного документа, Гавайи могут и должны стать одним из главных центров координации инвестиционных и инновационных потоков с Латинской Америкой и Калифорнийской Республикой (во взаимодействии с Японией).
Игорь ПАНАРИН
_________________ Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!
А. Розенбаум
|