obshalka

Форум о политике и ТАК ...за жизнь вААще...
Текущее время: Чт май 02, 2024 1:26 am

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Месть Саддама Хусейна
СообщениеДобавлено: Пн янв 08, 2007 11:42 pm 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн дек 04, 2006 9:28 pm
Сообщения: 1185
BBCRUSSIAN.com
Месть Саддама Хусейна
Андрей Остальский
Русская служба Би-би-си

Когда 1953 году умер Сталин, горевал почти весь Советский Союз. Даже в лагерях многие плакали. Саддаму Хусейну не удалось повторить судьбу своего кумира, которому он так часто пытался подражать.

Половина Ирака, по крайней мере, ликует по поводу его казни, и, за исключением Тикрита, родного города бывшего вождя, мало где искренне горюют. Большинство тех, кто выражают недовольство, делает это скорее по политическим причинам, а не потому, что им искренне его жаль, и совсем уж мало кто хотел бы вернуть его к власти.

В преддверии казни тысячи людей вызывались добровольцами на роль палача. Они мечтали убить Саддама собственными руками и тем самым отомстить - за себя или близких.

Для того, чтобы было понятнее, чем Саддам вызвал такое к себе отношение, расскажу одну историю из десятков мне достоверно известных.

Амнистия по-саддамовски

Когда я жил и работал в Ираке, я дружил с местным журналистом, назовем его Самир. У Самира был любимый кузен (он называл его братом), которого по каким-то подозрениям, посадили в печально известную тюрьму "Абу Грейб".

Им это показалось забавным розыгрышем - видите, мы выполнили свое обещание: сказали, что выдадим его вам - и выдали
Из рассказа иракского журналиста
Из-за толстых стен просачивались сведения, что там его бьют, унижают, пытают. Впрочем, никто этому не удивлялся и даже особенно не ужасался. В "Абу Грейбе" это считалось в порядке вещей.

Самир использовал каждую возможность похлопотать за кузена, ублажал каких-то хамоватых баасистских начальников, те обещали "поспособстовать". Но что-то ничего не получалось. И вдруг - о чудо! Поступило сообщение, что Саддам Хусейн объявил всеобщую амнистию!

Вскоре из тюрьмы позвонил и сам брат Самира, он пребывал в полной эйфории. Амнистия, сказал он, вступает в силу на рассвете. До этого заключенные должны всю тюрьму вымыть и выдраить, чем они и будут заниматься до самого утра. А утром родные могут приехать за ним и забрать - так официально сказали тюремные власти.

Всю ночь семья готовилась к встрече. Был накрыт огромный стол, из других городов съезжались родственники с детьми. На рассвете мой друг и многочисленные родичи в состоянии радостного возбуждения отправились в "Абу Грейб"...

Я увидел Самира несколько дней спустя, и на нем, что называется, лица не было. Оказывается, кузена ему выдали - мертвым. Вообще помиловали в основном уголовников и сидевших за мелкие провинности. Те же, чьи имена вызвали у вождя нехорошие ассоциации, были в последний момент расстреляны. После капитальной уборки помещения.

"Самое страшное, - сказал мне Самир, - что они смеялись, выдавая нам тело. Им это показалось забавным розыгрышем - видите, мы выполнили свое обещание: сказали, что выдадим его вам - и выдали".

Не знаю, были ли родственники Самира в числе тех, кто вызывался казнить Саддама, но прожили жизнь они под знаком тяжелой, удушающей ненависти.

Жизнь в страхе

В истории Ирака было очень много жестокости. Но Саддам, без сомнения, поднял эту традицию на качественно новый уровень. Десятилетия жесточайшего террора накалили атмосферу в обществе до предела, обесценили человеческую жизнь. И в этом - одна из причин нынешнего разгула насилия в стране.

Саддама имели все основания ненавидеть многие тысячи людей. Даже в условиях тотального полицейского контроля, когда любой разговор с иностранцем был делом рискованным, я то и дело слышал рассказанные шепотом истории, от которых кровь в жилах стыла. Изощренные пытки, издевательства, закапывание живьем в землю...

Не было предела тем ужасам, которые ожидали настоящих и выдуманных врагов Саддама. Казнили много и иногда по всякому поводу - солдата-шофера за случайно перевернутый бензовоз (это считалось саботажем), за грязные ботинки на газете с лицом вождя.

Одного моего хорошего знакомого-журналиста посадили в тюрьму за то, что он написал в статье, что в Ираке стало меньше проверок на дорогах. Он думал, что это - признак некоторой стабилизации ситуации. В баасистском суде ему объяснили, что он выдал государственную тайну. В тюрьме его били так, что проломили череп.

Даже многие в высшем руководстве партии и государства жили в постоянном страхе и ожидании расправы; Саддам был подвержен паранойе и везде видел признаки предательства и заговора. А потому регулярно наносил "превентивные удары" по своему ближайшему окружению.

Шииты и курды были в саддамовском государстве гражданами второго сорта - неудивительно, что именно среди них было особенно много жертв. Саддама и судили конкретно за массовые убийства шиитов и курдов.

И все же я сам знал немало и арабских суннитских семей, пострадавших от репрессий. Нет сомнений, что его должны были бояться и ненавидеть и в верхушке армии и многих других государственных институтов, где верховодили, разумеется, сунниты.

Сквозь конфессиональное стекло

Но в сегодняшнем Ираке казнь Саддама воспринимается прежде всего под углом конфессиональных отношений. Очень легко предугадать реакцию иракца на сообщение о казни, если знаешь, к какой ветви ислама он принадлежит.

Кошмарная реальность прошедших десятилетий чуть ли не забыта. Для многих суннитов важнее другое - видный суннитский деятель казнен правительством, в котором заправляют шииты. С противоположной стороны это тоже может выглядеть как акт некоего торжества над "суннитскими угнетателями".

Интересно, что и за пределами Ирака так называемая арабская улица (в основном сунниты) тоже смотрит на это событие сквозь конфессиональное стекло. "Они" расправились с "нашим!".

Баасистский режим по природе своей был сугубо светским, его главным отцом-идеологом был православный христианин Мишель Афляк. При власти Саддама мусульманское духовенство (особенно шиитское) подвергалось жестоким репрессиям.

Но в последнее время Саддам попытался совершить некий поворот - вполне в духе того, который проделал Сталин во время войны, когда он решил воззвать к русскому патриотизму и национальному чувству. Саддам вдруг стал регулярно посещать мечети, молиться , беседовать с муллами.

В предсмертном обращении он призвал иракцев объединиться и бороться против двух врагов - США и... Ирана. Такая постановка вопроса привносит в политику религиозный аспект - ведь Иран - шиитское государство, активно поддерживающее крупнейшие организации иракских шиитов.

Тот факт, что суннитско-шиитское противостояние заслонило сегодня для большинства иракцев все остальные реалии - очень тревожный симптом. И тень Саддама еще долго будет витать над разделенной страной.
ЭКСПРЕСС-ОПРОС Как изменится ситуация в Ираке после казни Саддама? Улучшится Ухудшится Никак не изменится Данное голосование не является официальным опросом
Адрес статьи на bbcrussian.com
http://news.bbc.co.uk/go/pr/fr/-/hi/rus ... 219299.stm

Дата и время публикации: 2006/12/30 12:20:43 GMT

© BBC MMVII


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB