Хавьер Солана: "Украине необходимо стабильное правительство и сильная оппозиция"
[23 ноября 2006г. | 15:07]
Хавьер Солана:
Верховного представителя Евросоюза по общей внешней политике и политике в области безопасности Хавьера Солану вполне можно считать героем "оранжевой революции" - напомним, что и его усилия в рамках круглого стола в те холодные дни ноября-декабря 2004 года привели к мирному развитию событий. Судьба Украины никогда не была безразлична испанцу - ни во времена, когда доктор наук и специалист по химии был министром испанского правительства (по культуре, науке и образованию, по иностранным делам соответственно), ни когда один из самых влиятельных чиновников вначале НАТО, а затем Евросоюза непосредственно общался с высшими руководителями нашего государства. Мало кто помнит, что Солана был ярым антинатовцем, писал на сей счет брошюры и даже стал предметом нападок американских сенаторов: они воспротивились восшествию Соланы на пост генсека НАТО в 1995 году, поскольку считали его "марксистом и другом Кастро"... Все это в прошлом. Ныне Хавьер Солана выступает в роли едва ли не главного евроинтегратора. Свои взгляды он изложил в интервью "Известиям в Украине".
- Накануне саммита в Хельсинки Украина-ЕС вы высказывались в том смысле, что прежде чем говорить о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС, наша страна должна вступить в ВТО. Можно ли говорить, что это - последнее условие для либерализации экономических отношений между Евросоюзом и Украиной?
- Европейский Союз намерен предложить Украине широкое и всеобъемлющее соглашение о свободной торговле. Оно является частью Соглашения по углубленному сотрудничеству между Евросоюзом и Украиной. Его рамки будут значительно шире, чем обычное Соглашение о свободной торговле, поскольку предполагают введение в наши отношения важных элементов экономической интеграции. Характерной чертой является то, что переговоры по новому расширенному соглашению могут начаться еще до того, как Украина присоединится к ВТО, тогда как для обеспечения функционирования зоны свободной торговли необходимо присоединение Украины к Всемирной торговой организации.
Это требование ни в коей мере не следует расценивать как попытку давления на Украину. Наоборот, всеобъемлющее соглашение о свободной торговле позволит поднять отношения между Украиной и Европейским Союзом на качественно иной уровень, чему должно предшествовать создание необходимых условий. В связи с этим хотел бы с удовольствием отметить стремление Президента Виктора Ющенко не затягивать процесс присоединения Украины к ВТО.
- Во многих отношениях положения, которые содержатся в планах сотрудничества Украины и ЕС, Украины и НАТО, совпадают. Можно ли полагать, что членство в НАТО станет для нашей страны своеобразным пропуском в Евросоюз?
- Членство в Европейском Союзе и НАТО имеют ряд отличий, поэтому я бы не стал связывать эти процессы.
- Чем, с вашей точки зрения, будет отличаться готовящийся в настоящее время новый план действий Украина-ЕС, если на саммите в Хельсинки говорилось об углубленном партнерстве?
- В настоящее время пока ведется подготовка мандата для этих переговоров. Поэтому позвольте ограничиться лишь одним положением: документ предусматривает всеобъемлющее соглашение, отражающее все аспекты наших отношений. Помимо свободной торговли, речь будет идти о внешней политике и сотрудничестве в области безопасности. Цель этого соглашения - максимальное сближение Украины и Европейского Союза. По своей природе предполагается, что соглашение будет эволюционным, однако предусматривающим достаточно пространства для дальнейшего углубления нашего партнерства.
- Согласно опросам общественного мнения, большинство жителей Европейского Союза считают Украину более готовой к членству в ЕС, чем, например, Турцию. В то же время Украине предлагают только принцип широкого соседства. Насколько весомо общественное мнение при формировании стратегии ЕС в отношении стран-соседей?
- Правительства государств, представленных в Европейской комиссии, вырабатывают свои позиции вполне демократически. Естественно, общественное мнение играет в этом важную роль...
- Существуют планы, что Европейский Союз может стать коллективным членом Совета Европы к 2010 году. При этом все члены Евросоюза давно являются членами СЕ. Чем вызвана такая инициатива - политическими или экономическими причинами?
- Мне известно о существовании подобного предложения, однако, как мне кажется, до окончательного решения этого вопроса еще далеко. С законодательной точки зрения это очень сложный процесс.
- Брюссель неоднократно заявлял, что расширение Евросоюза после присоединения Румынии и Болгарии будет приостановлено до принятия Конституции. Исключаете ли вы, что в новом тексте документа может появится норма, запрещающая дальнейшее расширение?
- В настоящее время мы заняты разработкой дальнейшей стратегии расширения Европейского Союза. Этот вопрос будет одним из стержневых в планах работы Европейской комиссии в декабре. Естественно, что любое расширение в будущем предполагает, что и страны-члены ЕС, и страны-кандидаты были к этому готовы. Поэтому любая страна, желающая присоединиться к Евросоюзу, должна приложить немало усилий для четкого выполнение критериев, предполагающих членство.
- Многие годы существует проект продолжения нефтепровода "Одесса-Броды" до Плоцка или даже Гданьска. Стороны неоднократно выражали свою заинтересованность в нем, однако на практике произошло немного изменений. Что, по-вашему, является основной причиной этому - экономика или политика?
- Мне известно о вновь возобновившемся обсуждении вопроса продолжения строительства трубопровода. Совершенно ясно, что в конечном итоге это должно быть экономически обоснованное решение, в основу которого будет положен анализ перспективных потребностей. Общеизвестным является то, что Европейский Союз стремится к диверсификации источников энергии.
- В течение длительного времени и в разных статусах вы наблюдали за политическими процессами в европейских государствах. Можно ли провести определенные аналогии между происходящим в Украине и имевшим место в какой-то стране Европейского Союза. В чем, по-вашему, кроется основная причина политической нестабильности в Украине - несовершенство законодательного поля или наличие вокруг страны мощных силовых полей?
- Сравнивать переходные периоды, конечно же, допустимо. Ваши читатели наверняка знают, что и моя страна - Испания, прошла через полосу радикальных реформ. Процесс преобразований был начат примерно 30 лет назад и проходил постепенно. Но в то же время нельзя не признать, что каждая переходная система имеет свои особенности, поэтому сложно говорить о каких-то универсальных шаблонах. Что касается нынешней ситуации в Украине, меня не могут не беспокоить определенные процессы, происходящие у вас, но я уверен, что все структурные условия для продолжения демократического развития и консолидации демократии в Украине все же существуют. Нужна только политическая воля для дальнейшего продвижения по этому пути. Для этого Украине необходимо стабильное правительство и сильная, конструктивная оппозиция, которая бы квалифицированно "присматривала" за действиями правительства, выдвигая при этом альтернативные предложения. В рамках такой системы, можно и нужно устранять недостатки в законодательстве. Украина пока еще молодая демократия. Для ее созревания потребуется еще много работы и времени.
Владимир Кацман, Анатолий Михайлов
"Известия в Украине".
КИД
_________________ Я Родину свою люблю, а государство ненавижу!
А. Розенбаум
|