Каковы же предпосылки для формирования ВНУТРИ системы ЕЕ СОБСТВЕННОГО механизма самосовершенствования, самообновления?
В сущности, я вижу здесь всего одну, но крайне действенную предпосылку. А именно: как можно понять из предыдущего изложения, на выходе второго этапа общество с необходимостью войдет в состояние НА-СЫЩЕНИЯ. Далее, объективное развитие означенного состояния может привести ТОЛЬКО к последующему, гораздо менее приятному состоянию: ПРЕ-СЫЩЕНИЮ. Вот это самое состояние "пресыщения" и станет более чем объективным "мотором", который будет постоянно толкать общество к поискам новых сущностей, форм, методик - как ВНУТРИ себя, так и ВОВНЕ.
Сразу же сделаю оговорку: материальное пресыщение пока что нам не грозит. К величайшему сожалению. Как не грозит нам и материальное насыщение.
Видите ли, господа общальцы,
"насыщение" (как и "пресыщение") есть ВНУТРЕНЕЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВЕННОЙ ГРУППЫ ИЛИ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ. Невозможно ни качественно, ни количественно измерить насыщение, нереально даже как-то обобщенно его оценить.
Насыщение - это, собственно говоря, САМООЦЕНКА, САМОПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО ДРУГИХ. А раз так, то подобного рода оценка зависит от множества разнородных (а временами просто противоречивых) факторов, обобщить которые не представляется возможным.
Действительно, по каким критериям можно оценить: достигнуто ли материальное насыщение? Свой автомобиль в своем же гараже - это УЖЕ насыщение или ЕЩЕ нет? Обшарпанная квартира в "сталинке", увешання подлинниками Гогена, - это достигнутое насыщение или жесточайшая абстененция материальной неудовлетворенности, сублимированная в коллекционировании шедевров? Нет, господа, в отношении материального насыщения нет никакой возможности давать оценок, - особенно с учетом того, что механизм рекламы крутится и совершенствуется непрерывно, а потому... "Оставь надежду всяк, сюда входящий".
Единственное, в чем я абсолютно уверен: говорить о большей или меньшей степени материального насыщения мы можем ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО в отношении людей, которые НИКОГДА НЕ ЗНАЛИ СОВКА, В ГЛАЗА ЕГО НЕ ВИДЕЛИ. Даже поколение, родившееся в 1990-х гг., - даже они начали жить в стране, где далеко не все элементы совка были окончательно преодолены.
Скажу даже больше: до 1998 года государство и не стремилось их преодолевать, продолжая даже на практике поддерживать в гражданах уверенность, что вот-вот возвратится прежний "социальный захыст". Он все не возвращался, государство все боялось "по-взрослому" тронуть основную массу сограждан. Хуже того, государство наяву бредило, надеясь НА ПРАКТИКЕ выполнить какие-то из своих социальных обещаний. Именно по этой причине оно ввязалось в 1997 году в авантюру с ОВГЗ, средства от продажи которых по большей части были вбуханы в черную дыру "социалки". Когда же в августе 1998 года рухнул рынок российских ОВГЗ, по которым Россия отказалась платить; когда напуганные хозяева "Намуры" придавили к стенке Кучму и Пустовойтенко, потребовав немедленно погасить все обязательства и проценты по украинским ОВГЗ, - вот ТОГДА "облагодетельствованные" граждане НИКАК И НИЧЕМ не помогли государству. Кучма выкрутился, зарплаты бюджетников за осень 1998, зиму и весну 1999 надолго "заморозили" (ибо для выплаты "Намуре" выгребли все, что можно и везде, откуда получилось), - и государство как бы "обиделось" на граждан: в трудную минуту те оставались совершенно равнодушными. И поняло, что финансирование "социалки" есть проект, лишенный как коммерческой выгоды (что естественно), так и прочего смысла (что стало понятно в жаркие августовские дни 1998 года).
Да, вот так. Именно так: наше государство приобрело основные признаки "капиталистического" не в 1992 году, а после российского дефолта: осенью 1998 года. Много же времени понадобилось нашему государству на осознание достаточно ясных вещей... можно сказать, прописных истин. К сожалению, означенное государственное тугодумство успело "испортить совком" еще и поколение 1990-х. Суть капиталистическим мы можем назвать то поколение, которое в 2000-х годах рождается и растет на наших глазах.
Вот для них, господа, - ТОЛЬКО ДЛЯ НИХ, - я острожно могу предположить хоть какое-то состояние "материального насыщения". Ну, и "материального счастья", "материального успокоения", если так можно выразиться (блин, да пнет меня хоть кто-нибудь за эти "научные термины", или все спят мертвым сном жаркого лета?
). А совки... куда следует отнести и меня лично... с ними тяжко. Это - то самое несчастное из несчастных поколение, которому выпало жить "на сломе систем", и которое - в силу собственной исторической памяти - НИ-КОГ-ДА (!!!!!) не в состоянии будет "насытиться" (тем более - "пресытиться").
Совок ПРИНЦИПИАЛЬНО неспособен к осознанию того факта, что в материальном насыщении есть "уровень разумной достаточности". Определяемый НЕ бытующей в обществе несправедливостью, НЕ бедностью его страны, НЕ жадными хозяевами и вороватым правительством, НЕ кознями "мировой закулисы", но ПРЕДЕЛОМ ЕГО СОБСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ.
Если совок втиснется в роль "хозяина жизни", - он будет ненасытно сгребать под себя ВСЕ (именно ВСЕ) жизненные блага. Будет всю жизнь стремиться к зарабатыванию ВСЕХ денег, скупке ВСЕХ предприятий. Станет до гробовой доски исповедовать лрозунг "ВСЕ - или ничего!". Даже в том случае, когда похоронят его в золотом мавзолее и малахитовом гробу; даже если вся страна на коленях приползет с ним прощаться; даже если его дети унаследуют бескрайнюю бизнес- или иную империю с практически неограниченными возможностями и неизмеримым материальным богатством, -
даже в этом случае он уйдет на тот свет несчастным от того, что не сумел загрести ВСЕ. Ясно абсолютно, что всего загрести невозможно, - но душа "удачливого совка", унизительная историческая память о стоянии в очередях за куском колбасы и отоваривании талонов на масло, - все это превращает для него означенный аргумент разума в пустой звук, набор слов, издевательство. Сколько бы удач и достижений ни случилось в его жизни на поприще материального обогащения, - он все равно умрет глобоко несчастным и абсолютно неудовлетворенным. Это - наказание, которое ему дано нести по жизни.
Если же совок не преуспел на поприще добывания материальных благ, - результат останется тем же, только мотивация будет другой. Зависть, ненависть к "ворам" и "казнокрадам", скорбь и плачь "всеми обманутого и обобранного", сетования на "несправедливость" всех и вся - таковы будут лейтмотивы материальной неудовлетворенности.
В сущности, каково бы ни было богатство бывшего совка, сколько бы материальных ценностей не находилось в его собственности, - он ВСЕГДА будет болен материальной неудовлетворенностью. Это будет его болезнью по жизни, - неизлечимой и мучительной.
Глупо то государство, которое станет потакать этой болезни. Глуп тот хозяин, который попробует ее лечить. Особенно глупо все это в ситуации, когда И государство, И хозяева - те же совки.
Итак, господа, перейдем от ремарки к основной теме. Мы установили, что ожидать в нашем обществе ощущения "материального насыщения" по некоторым объективным причинам не стоит. Тогда в чем дело, о каком "насыщении" идет речь?
Отвечаю: речь идет о "насыщении рациональностью", "насыщении выгодой", "насыщении целесообразностью" и... "насыщении необходимостью". Вот ТАКОЕ насыщение вполне может быть, а в некоторых случаях оно имеет место даже сейчас. На мой взгляд, как раз ощущение такого насыщения и молжно спрогнозировать в обществе "на излете" второго этапа. Очевидно также, что указанное НА-сыщение с неизбежностью выльется в ПРЕ-сыщение, - ибо пресыщение есть точно такое же самоосознание и самооценка, как и насыщение. Ясно также, что ощущение пресыщения и должно стать толчком к следующему этапу общественных перемен. Почему? О, крайне просто:
ощущение пресыщения есть не что иное, как СИГНАЛ ОБ ОПАСНОСТИ, - а только на такие сигналы ("вызовы") и способно реагировать общество, самостоятельно инициируя перемены внутри себя ("ответы").
Таким образом,
сутью третьего этапа концепции является возрождение в обществе религии, в том или ином ее варианте. Что это будет? Тут наиболее возможны 2 варианта:
1. Мы будем наблюдать ренессанс традиционных религиозных течений (у нас - разные ветви христианства + ислам). К сожалению, у меня мало надежды на этот вариант, ибо традиционные религиозные течения выдохлись еще в прошлом веке, не сумев породить адекватных генерализирующих идей, под эгидой которых можно было бы организовать жизнь и развитие общества и людей. Идея "бессмертия души" и "жизни после физической смерти" слишком часто эксплуатировалась профанами от церкви, чтобы в ней не разуверилась основная масса людей. Никто не говорит, что эта идея больше ни на что не годна, - но дефицит креатива со стороны церкви, ее тяга к окаменению канонов и освящению формальностей (обрядов) все более уверяет в том, что оная идея отживает. Если церковь цепляется за ФОРМУ, если она боится дискуссий о СОДЕРЖАНИИ, если все "модернизаторы" содержания - лишь жалкие кустари, способные разве что перекрашивать "основной предмет религии", - увы, прекрасная идея сходит на нет. Еще раз: тут радости мало, но надо уметь признавать очевидные вещи.
2. Мы станем свидетелями того, как на базе обожествления труда возникнет "религия корпораций". Возможно, она вырастет из непопулярности традиционных религий и корпоративной культуры. Возможно, масс-культура и реклама, объединив свои усилия, сделают превентивные шаги в этом направлении. Наконец, возможно и то, что корпорации (которые поставят в свое время государство себе на службу), сами поспособствуют этому, используя возможности "своего" государственного аппарата.
Вот так, государи мои. Так что впереди - масса интересных вещей.
К сожалению, вынужден прервать изложение. На сегодня. Зорро прервал отпуск на Канарах, дабы попить со мной пива. А поскольку Зорро угощает, на сегодня раскланиваюсь. С болью в сердце, господа, с болью в сердце...