nata писал(а):
Насчет грамотности... статья на страничке Газеты.ру в разделе личный опыт
http://www.gazeta.ru/education/2008/01/ ... 7734.shtml Автор, ИМХО, лукавит.
Во-первых, фундамент образования - это Пётр Первый
Код:
В 1701 году была открыта Школа математических и навигацких наук (готовила моряков и военных инженеров), в 1707-м — Московская госпитальная школа, в 1712 и 1719 годах — инженерные школы в Москве и Санкт-Петербурге, в 1716–1721 годах — три школы для обучения металлургов и рудных дел мастеров при Уральских и Олонецких заводах.
С 1714 года в массовом по тем временам масштабе стали создаваться цифирные школы. Их количество достигало 40, а число учеников доходило до двух тысяч. В этих школах детей учили началам арифметики, геометрии, а наиболее способных готовили к военным школам. В цифирные школы дворян не брали, там учились будущие солдаты.
Попытку приступить к народному образованию Петр предпринял в 1710 году, издав указ об открытии во всех приходах церковно-приходских школ. Но тут же выяснилось, что никто не знает, <чем школы строить, и кому быть учителями, и каким наукам учеников учить, и по каким книгам учиться, и откуда пищу иметь, и всякую школьную потребу приискать>. Царь осознал неподъемность задачи и оставил эту затею.
В царствование Петра возникло и несколько частных училищ общеобразовательного плана, таких как московская гимназия пастора Глюка (1703 год, преподавались пять-шесть языков, математика, история, география, физика, риторика, политика) или петербургская школа для сирот и бедных детей Феофана Прокоповича (1721 год, преподавались четыре языка, история, география, математика, логика, риторика, рисование, музыка). Такого рода начинания на первых порах встречали поддержку царя, в том числе и денежную, но через несколько лет она прекратилась. Петр был нацелен на немедленный результат, которого общеобразовательные гимназии не давали.
Зато в декабре 1725 года в Петербурге была открыта Академия наук. Перед ней, в отличие от европейских академий, была поставлена и задача образовательного плана, но существенной роли Академия здесь не сыграла. Да и учреждали-то ее главным образом для престижа.
Частично Елизавета
Код:
удивительным событием стало основание в 1755 году университета в Москве, равно как и то обстоятельство, что он выжил, а не исчез бесславно через несколько лет после основания. Мотивов для создания университета у правительства Елизаветы Петровны было два: престиж (Россия была единственной европейской державой, не имевшей университета) и потребность в кадрах. Учреждались три факультета: философский, юридический и медицинский, при том что философский должен был играть роль приготовительного факультета для всех студентов, намеревавшихся затем продолжать образование на медицинском или юридическом (последний должен был готовить чиновников для гражданской службы).
Екатерина Великая
Код:
Политика Екатерины II с ее выраженным сословным характером привела к созданию ряда сугубо дворянских учебных заведений — кадетских корпусов, Смольного института благородных девиц. Высшее сословие наконец прониклось сознанием пользы просвещения и стало искать возможности дать детям приличное образование. Заметим кстати, что в государственных учебных заведениях мест было не так много, и чтобы поступить туда, не требовалось ни сдавать экзаменов, ни платить, а требовалось хлопотать. Просить влиятельную родню, пускать в ход связи. Появилось и некоторое количество частных пансионов и гимназий, среди них, например, чрезвычайно дорогое заведение аббата Николя (его учениками были отпрыски знатнейших фамилий, в том числе братья Михаил и Алексей Орловы — будущие декабрист и шеф жандармов). Но все же домашнее воспитание преобладало.
Идеология просвещения привнесла новую нотку в мотивацию учения: отныне оно считалось важной составляющей воспитания и улучшения человеческой натуры. Отсюда повышенное внимание к педагогике, назидательной моралистической литературе, идеям Жан-Жака Руссо о воспитании юношества. Кадетские корпуса и пансионы учреждались как закрытые заведения, обеспечивавшие полноту учебно-воспитательного процесса. Екатерина относилась к воспитанию как к своего рода государственной задаче. Известно, сколь тщательно она занималась воспитанием и образованием великих князей Александра и Константина Павловичей — сама сочиняла назидательные детские книжки, пригласила к ним знаменитого Лагарпа, даром что тот слыл вольнодумцем. Ходили слухи, что провинившихся гвардейских офицеров государыня вместо гауптвахты заставляла учить стихи Тредьяковского.
К концу царствования Екатерины, в 1780-е годы, дошло дело и до устройства народных училищ. Методические пособия императрица выписала из Австрии, заимствовался и опыт Пруссии, где постановка образования на тот момент считалась образцовой. Задумано было в губернских городах учредить четырехклассные, а в уездных — двухклассные училища. В уездных учились чтению, письму, арифметике, Закону Божию, чистописанию, рисованию; в губернских к этому добавлялись грамматика, история, география, основы геометрии, механики, физики, естественной истории (так назывался комплекс сведений из естественно-научных дисциплин) и архитектуры. После губернского училища, подучив еще языки, можно было поступить в университет. в этом проекте народного образования идея образования ради просвещения превалировала над целями сугубо утилитарными. Реализация его на деле оказалась чрезвычайно трудной задачей, органы местного управления норовили выделить минимум средств, не хватало учителей, а главное — учащихся. Обыватели в губернских городах не видели нужды в общем образовании и забирали детей после двух классов. В результате полный курс кончали единицы (в Архангельской губернии из 1432 учащихся в течение 1786–1803 годов четыре класса окончили 52). В уездных городах не усматривали смысла и в начальном образовании. Тем не менее к концу екатерининского царствования было учреждено порядка 300 народных училищ, из них 43 четырехклассных, число учащихся превысило 17 тысяч. Учителей готовили в Петербургском главном народном училище и учительской семинарии.
Александр I
Код:
Александр вступил на престол с массой благих намерений либерального толка, и распространение просвещения было среди них не последним. В ходе реформы центральных органов управления 1802 года, когда петровские коллегии были заменены министерствами, в числе восьми вновь образованных ведомств было и Министерство народного просвещения (для <воспитания юношества и распространения наук>).
Новое ведомство, как полагается, разработало проект реформы системы образования, проведенной в 1803–1804 годах Территория империи делилась на шесть учебных округов (Петербургский, Московский, Виленский, Дерптский, Харьковский, Казанский), в каждый входило по несколько губерний. Устанавливалось четыре типа учебных заведений: приходские, уездные, губернские и, наконец, университеты. губернские училища или гимназии открывались в каждом губернском городе, уездные — во всех губернских и уездных городах, приходские — во всех городах и церковных приходах. Между учебными программами устанавливалась преемственность, так что учащийся должен был последовательно переходить из приходской школы в уездную, затем в губернскую и оттуда при желании мог отправиться в университет. Увеличивалось общее время учения. Если в екатерининских школах среднее образование давалось за четыре года, то в александровских — за семь (один год в приходском, два в уездном и четыре в гимназии). В ходе реформы были основаны четыре новых университета: Виленский, Харьковский, Казанский, Дерптский. Университетский курс был рассчитан на три года.
И так далее.
Автор говорит о преемтсвенности советской науки российской? Так это естественно и хорошо!
О том, что при союзе уровень образования упал? Так это естественно - при резко выросшем количестве заведений, ибо Образование - это Школа, Которая Взращивается Сотнями Лет. Разбавте сладкий чай водой. Упало ли его качество? >;->
Кроме того, большая часть того, что называется Наукой, выехала/была репрессирована и т.п.
Вспомните про "продажную девку империализма" - кибернетику, про Лысенко и его вето на генетику.
Однако я не согласен с аргументами а-ля
Цитата:
Автор лично столкнулся со студенткой второго (!) курса технического (!) ВУЗа, которая считала, что в сантиметре 100 милиметров!
- такие аргументы смехотворны.
Следующее:
Цитата:
Не случайно, что именно в тех научных направлениях, которые возникли ПОСЛЕ катастрофы, устроенной советской властью в высшем образовании, СССР лидерства так никогда не имел.
(Дежурная шутка, возникшая в те годы: советские микросхемы - самые большие микросхемы в мире).
Весьма категорично.
А теперь вспомним, что в списке ведущих антивирусов - два российских или, к примеру, один из лучших OCR - FineReader - российский... >;->
nata писал(а):
И образование и культура зависит не от места рождения, а от требований. Единственный выход - жесткая цензура, у которой, естественно, есть побочный эффект - начинают "просеивать" что надо и что не надо, но если пару радиопередач закроют из-за безграмотности ведущих (а таковых сейчас 70%), то радиокомпаниям придется повышать зарплату, и нанимать более квалифицированных специалистов. А пока и на телевидение и на радио может устроиться любовница депутата, любовница охранника депутата (это к примеру).
Угу. Главное для них - это чтобы "була дэрдавна мова". Вот Вам и один из мощных факторов...
nata писал(а):
Раньше (когда существовала жесткая цензура) за это наказывали. И по газете можно было проверять правильность написания слов...
Ещё один пример, говорящий о том, что в совке не так всё плохо было, и отметать всё подряд не стоит, а? >;->
nata писал(а):
Насчет министра культуры... Думаю, ключевое слово, всё же, "кабацкую"
Тут есть ряд ньюансов:
- кумовство
- западэнка
- символ своего мужа, якобы "убитого рукой русского шовиниста"
- и,
очень важно, низкопробный шароварный культурный уровень, - культурка, соответствующая один в один культурному уровню ВАЮ