Затравка для игры «Стратегия Украины»
Целью игры является разработка списка приоритетов для развития государства во всех значимых областях жизни и деятельности.
На обсуждение выносятся следующие задачки:
• анализ состояние дел в стране;
• определение местных причин, порождающих экономическую, культурную, социальную и управленческую неэффективность и выработка приоритетов, обеспечивающие эффективное будущее государства;
• основание практики внедрения изменений для стратегического развития государства
Стратегия регионального развития, принятая правительством Януковича, в данном тексте используется всего лишь как фантом, помогающий мышлению.
Предпосылки
В сентябре 2005 года Верховным Советом Украины был принят Закон «О стимулировании развития регионов». Это первый законодательный акт, который предполагает системный подход к решению региональных проблем. Механизм, заложенный в законе достаточно прост и понятен. Кабинет министров разрабатывает государственную стратегию регионального развития, местные власти — региональные стратегии развития. Согласование деятельности центральных и местных органов власти в сфере стимулирования развития регионов и реализации стратегий осуществляется на основании соглашений, которые подписываются между правительством и областными советами.
Закон «О стимулировании развития регионов» вступил в силу с 1 января 2006 года. На основании этого Закона в июле 2006 года Кабинет Министров утвердил «Государственную стратегию регионального развития до 2015 года». Эта стратегия содержит важный тезис, говорящий о том, что «государственная региональная политика должна быть направлена на создание условий для повышения конкурентоспособности регионов как основы их динамичного развития и устранения значительных межрегиональных диспропорций».
Конкурентоспособность региона может трактоваться как способность региональной власти создать условия для повышения качества жизни населения, включает в себя как наращивание объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, предоставляемых услуг, создание новых рабочих мест, повышение доходов населения, создание нормальных условий для их жизнедеятельности (экология, доступность образования, здравоохранение).
Однако в Государственной стратегии не указывается один из важнейших факторов конкурентоспособности — качество власти. Именно по этой категории у нашей страны достаточно низкая оценка в рейтинге Всемирного экономического форума.
Качество же власти включает в себя эффективность управленческих решений, способность к прогнозированию и предвидению возможных рисков, прозрачность в принятии решений, открытость для контроля со стороны гражданского общества. Фактически это параметры развития на основе стратегического планирования. Однако распространённость этого подхода в Украине крайне незначительна.
Ещё одним недостатком, как справедливо указывают эксперты, является то, что Государственная стратегия регионального развития, и стратегии, принимаемые на уровне областей, отталкиваются в видении перспектив от уже существующего уровня, не принимая в расчет мировые тенденции, меняющийся мир. Они ориентированы преимущественно на эволюционный рост, использование или улучшение существующего потенциала.
Анализ ситуации. Возможные варианты развития региона
а) Стимуляция производственной активности на основе рыночных механизмов и законодательное регулирование и нормирование
Существует 2 метода в отношении политики экономического развития государства на региональном уровне: (1)метод привлечения экономической активности частных предприятий в желаемом направлении с использованием принципов рыночной экономики и (2)метод достижения целей промышленной политики вплоть до ограничения свободной экономической деятельности отдельных предприятий. Законодательное регулирование в развитых странах осуществляется в тех случаях, когда проблемы не могут быть решены в рамках рыночных принципов. Это касается экологии, чрезмерной либо недостаточной концентрации предприятий и пр.
Однако, в обществе рыночной экономики, как правило, наиболее действенными являются те методы стимулирования активности предприятий в желаемом направлении, которые не противоречат рыночным принципам, а используют их. Для достижения таких целей как активизация региональной экономики, сглаживание разрыва между регионами используется улучшение условий дислокации предприятий, налаживание инфраструктуры слаборазвитых регионов; нивелируются препятствия путем предоставления субсидий и налоговых способов стимулирования. Таким образом, происходит интенсификация выбора путей развития с помощью рыночных принципов. Такая политика возлагает на правительство значительное финансовое бремя, и встает вопрос о его пределах и о политических приоритетах.
Анализ Закона «О стимулировании развития регионов» и Государственной стратегии показывает, что основным источником стимулирования развития регионов остаются средства государственного и частично местных бюджетов, но при этом не определен гарантированный процент средств, выделяемых на эти цели. Если стратегия слишком затратная это уже вызывает сомнения в её эффективности. Кроме того, как известно, существуют определенные проблемы с поступлением средств из госбюджета, которые могут свести на нет вопросы финансирования (например, позднее поступление средств, что усложняет или делает невозможным их освоение и т.д.). Основными исполнителями стратегий являются органы власти (в европейских странах этим занимаются «Агентства регионального развития»).
б) Отношения центральной власти и органов местного самоуправления как стимул создания региональной стратегии
В общенациональном масштабе неблагоприятные условия развития существуют во многих регионах. Для сокращения этого разрыва обычно эффективным является налаживание инфраструктуры на основе крупных государственных инвестиций. Но это возможно, если центральное правительство имеет базовый план комплексного развития территорий и определяет приоритетный порядок распределения бюджета на региональное развитие. И если каждый регион стремится повысить собственную значимость в рамках комплексного плана развития.
В разных странах существуют различные способы реализации государственного бюджета между центральным и региональными правительствами. Расширение полномочий органов местного самоуправления является значительной политической задачей. Тенденции уважения суверенитета регионов и органов местного самоуправления усиливаются во всем мире. Однако согласованной концепции реформы местного самоуправления в Украине по-прежнему нет.
в) Энергетический кризис - политика развития региона в период стабильных темпов роста.
Вследствие роста цен на энергоресурсы экономика Украины завершила этап быстрых темпов роста и вступила в период стабильности, если не стагнации. Кроме того, очевиден приближающийся застой в химической и тяжелой промышленности сырьевого типа.
Задачи развития государства также меняются: на смену восстановлению промышленных зон, пострадавших от кризиса 1991-1995 г.г., пришло улучшение условий жизни в существующих промышленных регионах и стимулирование повышения предпринимательской активности в депрессивных районах и городах. Осознаётся необходимость модернизации структуры региональной промышленности, требуется коренная перестройка коммунального хозяйства страны.
Однако не определена модель политики развития региональной промышленности. Что берётся за основу - создание технополисов или кластерный подход, опора на внутренние ресурсы или привлечение внешних инвестиций? Какова при этом роль гражданского общества государства в целом и каждой громады в частности?
Приоритеты не определены.
Выводы
Необходимость разработки стратегического плана развития Украины определяется:
- задачей формирования долгосрочных целей развития государства и определения «полюсов роста» которые обеспечат достижение этих целей;
- задачей выделения среди множества программ и проектов наиболее приоритетных в условиях ограниченных ресурсов;
- стремлением определения для всех представителей украинского сообщества долгосрочной перспективы развития как основы формирования консенсуса интересов.
|