Рин писал(а):
Инертная масса в технологическом обществе мало вовлечена в производство- оно автоматизировано и им управляет небольшое число высокооплачиваемых (и аполитичных поэтому
) специалистов. Остальные "труженики" с равным успехом могут опираться на черенок лопаты на своей работе или на древко флага на Майдане. Результат от этого не меняется. Ну, не выйдут на маршрут 50 маршруток. Дворники не уберут дворы (они их и так не убирают)- и что? . Поэтому "народная масса" как элемент политической декорации в нашей стране всегда в наличии. И занедорого. И безопасно, потому что "на работе".
Продолжим-с...
НЕ согласен с Вашим исходным посылом о технологическом обществе. По двум причинам:
а) Вы ставите знак равенства между социально-технологическим обществом Запада (которому сто лет в обед) и НАШИМ сопливеньким технологическим обществом, где "смешные крестьянские дети" пытаются один-в-один содрать рецертуру из методичек по НЛП (написанных полуграмотными американскими латиносами, на плохом английском языке, а потом переведенными у нас страдающими от похмелья и безденежья переводчиками
). Особенно смешными выглядят наши т.н. "технологи", которые не так давно вещали студентам о преимуществах марксизма-ленинизма, научного коммунизма и т.п., потом заменили титульные страницы в своих конспектах, на 180 градусов развернули оценки - и продолжили в том же духе, что и раньше. Особо одаренные сумели перевести конспекты на украинский язык, - это, конечно, большое достижение, я Вам скажу
б) Вы ставите такой же знак равенства между нами и Западом в разрезе промышленных технологий. Это совершенно не соответствует действительности. Особенно с учетом состояния основных экспортно-ориентированных и бюджето-образующих отраслей (металлургия + большая химия). Мой Вам совет: посетить под благовидным предлогом какой-либо металлургический завод ИЗ ПРЕУСПЕВАЮЩИХ (хоть ту же "Азовсталь" или "Запорожсталь"), и в течение нескольких часов посмотреть: как работает техника? какова степень автоматизации (не говорю "компьютеризации")? каков удельный вес ручного труда? насколько производство зависит от технологии, а насколько - от сноровки и безотказности работяг? И т.п.
Вы увидите дивные вещи, без иронии. Вы поймете, что наши основные отрасли экономики ДО СИХ ПОР стоят на непритязательности и сноровке "дяди Васи", который ДО СИХ ПОР затыкает своей задницей массу производственных дыр. Вы увидите возраст и степень износа оборудования. Если Вы хоть чуточку ознакомитесь с металлургической технологией, Вы узнаете, что большинство украинской стали плавится по технологиям, открытым и отработанным еще в конце 19 века (причем НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕТАЛЛУРГИИ РАЗРАБОТАНЫ И ПРИМЕНЯЮТСЯ... только не у нас; можете на досуге поинтересоваться технологией непрерывной разливки стали). Если у Вас возникнет желание посетить машиностроительный завод, - Вы увидите не более радостную картину (разве что степень износа оборудования будет поменьше, а технологии будут датироваться 1950-1960-ми гг., редко когда - серединой 1970-х).
Я знаком с металлургией не понаслышке. Не как политтехнолог и не как финансист, - как инженер. Именно как инженер говорю Вам: наша черная металлургия ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ пребывает где-то в конце 1950-х годов (по самой мягкой оценке), а по оборудованию - в лучшем случае, в конце 1960-х. Стало быть, перефразируя известный анекдот о коте и крупной наждачке, металлургия "едет на ушах", и финал виден невооруженным глазом. Очень близкий.
Словом, Вы категорически неправы в этом посыле: "В технологическом обществе для обслуживания производства требуется лишь немного высококвалифицированных кадров, а остальное делает автоматика и современные технологии".
Неправы в том плане, что относите сие к нашей стране. ЭТОГО ХОТЕЛОСЬ БЫ, К ЭТОМУ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ, - НО ПОКА ЧТО ЭТОГО НЕТ. Пока что дядя Вася с ломом СЛИШКОМ ЧАСТО заменяет автоматику при помощи сноровки, бутылки водки и такой-то матери.
Что касаемо дворников и маршруток. Вы упрощаете, и зря.
Во-первых, в предыдущем посте я уже писал Вам о том, что есть существенная опасность в формировании УСТОЙЧИВОЙ социальной группы людей, живущих заработками от майданно-протестантской активности. Людей не так сложно вывести на улицы. Их очень легко приучить к легкому "майданному хлебу". Вопрос не в этом:
необычайно сложно ОТУЧАТЬ их от этого, ВОЗВРАЩАТЬ их к "мирному" и производительному труду. Причем, как Вы понимаете, я вовсе не призываю к тому, чтобы "железным кулаком" загонять людей на заводы и принудительно ставить их к станкам (мусорным ящикам, баранкам маршруток и пр.). Ценности можно производить как и где угодно; необязательно "ценностью" объявлять лишь ржавую чугунную болванку. Их много, ценностей. Дело лишь в том, чтобы люди были ЗАНЯТЫ именно ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЙ работой. Как Вы понимаете, НА МАЙДАНАХ НИКАКИХ ЦЕННОСТЕЙ НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ. Ни реальных, ни даже виртуальных.
Во-вторых, Вы не ощущаете разницы между криэйтором и технологом. И вот почему.
Вы писали о том, что толпу вполне безопасно выводить на улицы, и даже надолго, - коль скоро она управляется и контролируется опытными технологами, опирающимися на столетний опыт манипуляций. Толпа - как ящик стола: надо - выдвинул, не надо - назад задвинул. Никаких последствий.
Тут кроется ошибка. И существенная, опасная по последствиям. Вы забываете о том, что толпа, кроме объекта для манипулирования (что правильно), представляет собой ОТДЕЛЬНУЮ СУЩНОСТЬ, ЯВЛЕНИЕ. Вернее, МОЖЕТ представлять, - в том случае, когда этому ПОЗВОЛЯТ ВОЗНИКНУТЬ (поверхностность суждений технологов, их привычка не вникать в детали, специфика технологических приемов управления толпой и пр.). Разумеется, собирая толпу, технологи ни о чем подобном не думают, не планирут, в мыслях не имеют. Но... верхоглядство и специфика их приемов МОЖЕТ привести к тому, что толпа обретет СВОЕ СОБСТВЕННОЕ БЫТИЕ, СТАНЕТ ОДНИМ ИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗМОВ.
Вот тогда, Рин.... Тогда - ховайся. Ибо тогда технологи, ПОМИМО СВОЕЙ ВОЛИ, выступят в совершенно нехарактерной для них ипостаси КРИЭЙТОРОВ. В той ипостаси, где они совершенно не ориентируются. В той ипостаси, к действиям в которой они вовсе не готовы. В той ипостаси, где все их знания и умения не значат ровно ничего. Они породят опасного зверя, к общению с которым они абсолютно не готовы. Об укрощении промолчу...
Что ТОГДА будет, Рин? Что будет тогда, когда обиженный по жизни водила возомнит себя - в толпе, естественно, - хозяином жизни? Ну, хоть на вечер, хоть на два часа? Вам не приходит в голову, что В ТАКОМ СЛУЧАЕ на толпу ПРОСТО НЕ БУДЕТ УПРАВЫ (ибо наши доблестные "органы правопорядка" попрячутся первыми, и лучше всех остальных)? Что сей гегемон от баранки может, - совершенно случайно, - встретить кого-то из Ваших близких на улице, и... ну, в лучшем случае, выгодно для себя распорядиться его имуществом? Что погромы царских времен В ТАКОМ СЛУЧАЕ покажутся младенческими забавами, по сравнению с "правосудием толпы"? Что молниеносный слушок, - "началось!", - откроет Вам многих Ваших знакомых... с несколько неожиданной стороны?
Рин, припомните, с чего началаль "революция" в Бишкеке весной 2005 года? С пения революционных гимнов? Или все же с грабежей и погромов?
В-третьих,
цивилизация, уважаемый коллега, ДЕРЖИТСЯ НА УСЛОВНОСТЯХ. Чемы выше "степень цивилизованности", тем БОЛЬШЕ УСЛОВНОСТЕЙ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ИХ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ, ТЕМ БОЛЕЕ ИЗОЩОРЕННЫМ ЦИНИЗМОМ НАДО ОБЛАДАТЬ ДЛЯ ИХ СОБЛЮДЕНИЯ, ТЕМ БОЛЕЕ УТОНЧЕННЫМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ. Открою Вам масенький секрет: в цивилизованном мире сущность управления состоит в том, что согласуются противоречия между массой условностей (что предполагает ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ их соблюдения).
Монгольский пастух не находит ничего противоестественного в том, чтобы справить большу нужду на обочине оживленной трассы, - мы же не можем делать этого в присутствии свидетелей. В сущности, как все понимают, процесс везде одинаковый. Но у нас (более цивилизованных) он обставлен БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ условностей, чем у монголов-пастухов (менее цивилизованных). Следовательно,
ЧЕМ БОЛЬШИМ ЧИСЛОМ УСЛОВНОСТЕЙ МЫ ПРЕНЕБРЕГАЕМ, - ТЕМ ДАЛЬШЕ МЫ СТАВИМ СЕБЯ ОТ ЦИВИЛИЗАЦИИ (и, соответственно, тем ближе мы к первобытному хаосу в окружении автоматического оружия, атомных реакторов, самолетов, плотин, автомобилей, газопроводов и пр.).
Нужно ли говорить, что
феномен толпы растет корнями из ЖЕЛАНИЯ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСЛОВНОСТЕЙ? Припомните тру-ля-ля многих "ветеранов" Майдана-2004: они практически открытым текстом говорили о "теплой ауре" Майдана, входя на который люди "сбрасывали груз условностей" окружающего мира. Говорили о том, что "на Майдане не было бедных и богатых", "торгашей и офисного пролетариата", "людей с учеными званиями и школяров, не умеющих еще грамотно писать". Говорили о том, что им было "хорошо", "тепло", "уютно" на грязном асфальте.... Почему, коллега? Как Вы думаете? Не потому ли, что "груз цивилизации" не так давил на мозги?
Если вдуматься, Рин, то общественное спокойствие и относительное упорядочение в социуме держится на сопле. Когда Вы идете по пустой вечерней улице, и Вам навстречу попадается группа "нуждающихся подростков", то Ваш кошелек остается при Вас ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО потому, что Вы и они ОДНОВРЕМЕННО признаете ОДНИ И ТЕ ЖЕ УСЛОВНОСТИ.
Следовательно, их соблюдение нужно УКРЕПЛЯТЬ, Рин. Укреплять, а не расшатывать, - против Ваших же интересов, - стимулируя "демократию" уличной толпы.
Я привел лишь несколько аргументов. Их гораздо больше. Но... зачем? На мой взгляд, достаточно и этого.
И еще. На досуге, если будет время и желание, прочитайте вот это:
Луиджи Пиранделло. "Шестеро персонажей в поисках автора".
Стоит поразмышлять над тем, насколько технолог готов к роли автора, выступающего нянькой для придуманных им навскидку персонажей.